Исследователи изучали развитие 250 детей в разных семьях — за ними наблюдали в возрасте от шести месяцев до четырех с половиной лет. Ученые расспрашивали мам о том, сколько дней в неделю они читали вместе с малышами, и какая часть этого чтения была «качественной» (включала в себя совместное разглядывание картинок в книгах, тыканье в них пальцем и обсуждение). Выяснилось, что на грамотность детей влияет и количество, и качество чтения. Особенно сильный эффект имеет «качественное чтение» — исследование показало, что дети, которым читали именно так, более грамотны и легче учатся читать самостоятельно. Ученые предполагают, что дело не столько в складывании букв в слова, сколько в разговорах, которые сопровождают процесс чтения.
Американская ассоциация педиатров призывает всех родителей читать с малышами, начиная с рождения и не останавливаться, когда дети пойдут в детский сад.
В 2015 году было проведено другое исследование влияния чтения на детей. Ученые изучали мозг дошкольников с помощью МРТ. Выяснилось, что у детей, которым регулярно читают вслух, лучше развиты те части мозга, которые отвечают за понимание нарратива и визуализацию изображений. А в 2007 году другие исследователи пришли к выводу, что шансы получить высшее образование у детей, которые растут в домах, где есть пятьсот и больше бумажных книг, повышаются в двадцать раз.