Нет, это нормально
Как помыть ребенку голову, чтобы никто не пострадал
Лайфхаки

Как помыть ребенку голову, чтобы никто не пострадал

Мы уже рассказывали вам про психолога Анну Быкову, которая придумала концепцию «ленивой мамы». О своем подходе к воспитанию детей она даже написала пару книг, а вот теперь готовится выпустить еще одну. «Секреты спокойствия ‘ленивой мамы’» рассказывают о том, как находить баланс в общении с ребенком, реагировать на истерики, правильно отказывать и не сойти с ума. С разрешения издательства «Эксмо» НЭН публикует отрывок из этой книги, который рассказывает о том, как действовать, если вы хотите помыть ребенку голову, но знаете, что он закатит истерику.

— Санька, пойдем мыться!
— Я не буду мыться!
— Ладно, пойдем купаться.
— Ура! Купаться!
Надо быть очень внимательной к словам. Для меня эти два слова обозначают один и тот же процесс, а у Саньки, видимо, всплывает совершенно разный ассоциативный ряд.
Сашка уже ванне вместе с десятком машин. Я подключаюсь к его игре, прихватив экскаватор. У экскаватора очень важная миссия: намочить Сашкину голову. К воде, льющейся из ковша экскаватора, Сашка лоялен. Главное, сначала предупредить, что сейчас экскаватор поливать будет. Ибо ничего нельзя делать внезапно. У ребенка должна быть возможность настроиться на последующий процесс. Это я по себе знаю. Я ведь, когда голову мою, внутренне уже настроена на водные процедуры. А вот если меня кто-то внезапно обольет, скажем, в процессе чтения, я, пожалуй, дико заору…

— О! Новый шампунь! — начинаю я следующий эмоциональный заход. Открываю, нюхаю и закатываю глаза от удовольствия:
— Он пахнет желтым ананасом.
Это архиважное для Сашки свойство, что ананас именно желтый. Все-таки любимый цвет. Потом я, заговорщицки подмигивая, словно это важный секрет, обращаюсь к ребенку:
— Если капельку капнуть тебе на волосы, то ты тоже будешь пахнуть желтым ананасом. На маленькую капельку Сашка легко соглашается. «Капелька на волосы» — это ведь совсем не то же самое, что «помыть голову».
Делаю на Сашкиной голове пушистые облака из пены и показываю ему это произведение в зеркале. Он хохочет. Из намыленных волос скручиваю рожки, как у чертика. И подношу зеркало. Сашка опять хохочет. Он еще в том нежном возрасте, когда с удовольствием хохочут
над всякими глупостями взрослых. Я успеваю сфотографировать чертенка. (Потом можно будет, показывая фотографию, предлагать «пойдем поиграем» вместо «пойдем мыть голову».)
— Как ты хочешь смывать облака: дождиком из душа или из кружки?
Психологически просчитанная фраза. Во-первых, сразу поставила перед фактом, что смывать все-таки будем. Во-вторых, назвала «облака», а не «мыло» или «шампунь», — это продолжение игры, и я обошлась без слов, которые могут вызвать у Саньки негатив. В-третьих, со словом «хочешь» предложила сделать выбор: вроде как все, что происходит, — это исключительно по Санькиному желанию.
Санька захотел, чтоб его полили из кружки. Конечно же из желтой. Внезапно на голову лить нельзя. Надо ребенка подготовить. И я готовлю.
— Сейчас мы с тобой будем нырять по команде. Ныряем! — Одной рукой прикрываю его глаза, другой поливаю. Ничего нельзя делать внезапно. У ребенка должна быть возможность настроиться на последующий процесс.
Даю возможность вдохнуть.
— Еще ныряем!
— Все! — командует Сашка. А я вижу, что не все, пена осталась, но соглашаюсь. Условно.
— Да, конечно, все. Еще три раза нырнем, и все. Давай громко считать!
Сашка гордится умением считать и поэтому ведется. Воодушевленно считая, доходим до пяти, прежде чем сын решает остановиться. Цель достигнута. Голова вымыта.
— Классно искупались! — резюмирую я.
— Да, классно! — соглашается Сашка.
Прекрасное было время. Тогда Сашку еще можно было на все уговорить. Стоило только представить требуемые действия как увлекательную игру, рассмешить и сделать вид, что ситуацией управляет он сам.

Поделись статьей с друзьями