партнерский материал

10 продуктов, полезных для мозга ребенка

Что мы понимаем под словом «полноценное питание» для ребенка первых двух лет? Вот так, спонтанно, большинство молодых родителей отвечают: «Ну, чтоб вес набирал. И витамины чтоб были». Сравнительно недавно ученые провели любопытные исследования. Оказалось, что пища может быть не просто источником энергии и строительного материала для центральной нервной системы. Специалисты выяснили, что сигналы, полученные из пищи, в том числе вкусовые, могут влиять на когнитивные функции – способность осваивать коммуникативные навыки, обучаться, принимать собственные оригинальные решения. А в старшем возрасте – осознанно внедрять полученные знания в повседневную жизнь и даже управлять эмоциями. Более того, рацион человека может влиять на его психическое здоровье как таковое.

В статье «Три главных компонента детского питания» мы упоминали, что рацион ребенка должен быть безопасным, адекватным, правильным, сбалансированным.

Что это значит для головного мозга? В раннем возрасте нервная система ребенка работает подобно талантливой бригаде электромонтеров. В это время формируется огромное количество нервных связей. И это не метафора. Действительно, на физическом уровне нервные клетки соединяются между собой при помощи своих отростков. Отростки как бы прикасаются друг к другу, и место их соприкосновения называется синапсом. Именно через синапсы нервные импульсы (да, самый настоящий импульсный электрический ток) передаются от рецепторов – глаз, ушей, кожи, носа и других – к головному мозгу. Там точно так же, от клетки к клетке, импульсы передаются по подкорковым структурам и коре, от одного полушария к другому, пока происходит их обработка. И наконец готовое решение в виде электрического импульса спешит к органу, который должен это решение реализовать.

Чаще всего такой орган – мышца. То есть ребенок должен успеть отдернуть руку от горячего, улыбнуться маме, погулить, взять в руки карандаш, сделать первые шаги. Это все — мышцы.

А теперь подумаем, сколько строительного материала стоит за всей этой сложной системой.

Протеины

Мы знаем, что продукты из этой пищевой группы в основном необходимы для набора мышечной массы.

Но для чего белки мозгу? Для мозга ребенка белковые продукты выступают строительным материалом гормонов и ферментов (нейромедиаторов, нейротрансмиттеров). Именно эти белковые молекулы обеспечивают передачу нервного импульса, хорошее настроение и даже влияют на темперамент. Помните — серотонин, дофамин и прочие? Все это — белковые молекулы, для формирования которых нужно получать из пищи аминокислоты, которые как раз и содержатся в белковых продуктах.

Вот некоторые белковые продукты, которые будут полезны и одновременно безопасны для ребенка от 6 месяцев до 2 лет:

курица, индейка;

говядина

морская рыба (имейте в виду, что знакомство с ней следует начинать после восьми месяцев) .

    В целом достаточно обеспечить ребенку ежедневное присутствие белковых продуктов в рационе. Но если вы желаете узнать потребность в отдельных аминокислотах, предлагаем познакомиться с таблицей. Ученые утверждают, что достаточная доступность аминокислот для головного мозга создает основу для качественного обучения, формирования навыков общения, поддержания нормального настроения.

    Соответственно, для успешного адекватного развития ребенка раннего возраста сначала необходимо создать простой фундамент, материальную основу для образования новых связей – накормить младенца!

    Жиры

    Жиры являются мощным источником энергии для организма. Но мозг есть мозг, с ним не все так просто. В качестве источника энергии он принимает только глюкозу.

    Могут ли в таком случае жиры быть полезны именно для центральной нервной системы?

    Да, наш мозг, как и другие ткани, нуждается в жирах. Доказано, что человеческий мозг использует все пять известных классов липидов, или жиров, для различных целей. Так, жирные кислоты (один из видов жиров) — важный структурный компонент клеточных мембран. Кроме того, полиненасыщенные жирные кислоты участвуют в передаче нервного импульса. И если насыщенные и мононенасыщенные жирные кислоты могут синтезироваться в центральной нервной системе, то полиненасыщенные должны быть синтезированы в других органах либо поступать из пищи.

    Вывод очень прост: достаточное содержание полиненасыщенных жирных кислот в пище обеспечивает высокую эффективность передачи нервного импульса и, соответственно, качество коммуникации, сдерживающего контроля и обучения.

    Есть две полиненасыщенных жирных кислоты, которые организм человека в принципе не способен синтезировать: линолевая и α-линоленовая. При этом продукты их модификации в нашем организме — арахидоновая (ARA) и докозагексаеновая кислоты (DHA) – основные жирные кислоты головного мозга. Соответственно, диета, богатая незаменимыми жирными кислотами, — основа здоровой работы мозга.

    Пищевые источники жирных кислот, которые можно предлагать детям до двух лет:

    растительные масла – оливковое, льняное, подсолнечное;

    рыба красных сортов;

    яйца;

    орехи — кедровые, грецкие.

      Углеводы

      С пищей мы получаем три основных класса углеводов — сахара, крахмалы, волокна.

      Естественные сахара содержатся во фруктах и молочных продуктах. Так называемые «добавленные» сахара присутствуют в готовых продуктах в качестве подсластителя. Их ценность состоит в высоком содержании калорий. Что, собственно, и нужно головному мозгу. То есть, если нужно помочь ребенку срочно сконцентрироваться во время обучения, подслащенный напиток как раз то, что нужно. Но, поскольку в сахарах не содержится витаминов и каких-либо еще ценных веществ, злоупотреблять ими не следует.

      Витамины. Общеизвестна польза витаминов группы В для функционирования нервной системы. А что скажете про витамин D? Ведь чаще всего он ассоциируется с прочностью костной ткани, своевременным закрытием родничков и профилактикой рахита.

      Как оказалось, витамин D принимает участие в процессах нейропластичности — формировании новых нервных связей и устранении невостребованных. К процессам, которые помогает реализовать витамин D, относятся обучение и память.

      Полезные для детей источники витамина D:

      жирные сорта рыбы: лосось, сельдь, скумбрия;

      яичный желток;

      говяжья печень.

        Как видите, вовсе не трудно помочь полноценной работе мозга малыша. Достаточно предложить разнообразные продукты и сориентироваться на его предпочтения. Если вы хотите узнать больше о том, как развитие мозга ребенка связано с питанием, рекомендуем вам почитать материалы на сайте #ПищаДляУма