1 октября на «Нетфликсе» вышел сериал Maid (в русской локализации «Уборщица. История матери-одиночки»). Этот мини-сериал недополучил заслуженного внимания из-за вышедшей одновременно с ним «Игрой в кальмара», так что мы попробуем побороться с этой несправедливостью.
Вы, возможно, уже слышали, что «Уборщица» — это сериал о молодой женщине по имени Алекс, которая вместе с трехлетней дочерью сбегает от партнера-абьюзера и пытается устроить их жизнь, в то время как, кажется, все на свете пытаются чинить ей препятствия. Сериал создан по книге американской писательницы Стефани Лэнд, а книга, в свою очередь, основана на личном опыте.
Не будем вдаваться в подробности сюжета — вы все узнаете сами, когда посмотрите сериал. Куда больше хочется поговорить о том, как это сериал попал прямо в современную повестку — тут и тема абьюза и домашнего насилия, которую последнее время много обсуждают (и это хорошо), и соло-материнства, и вредоносных стереотипов, которые во многих семьях передаются по наследству.
В отзывах в интернете нередко можно встретить приписку о том, что этот сериал не стоит смотреть тем, кто недавно вышел из абьюзивных отношений — слишком сильные вьетнамские флэшбеки. А мы хотим, чтобы этот сериал посмотрели те, кто думает, что абьюз в отношениях — это всего лишь какая-то новомодная блажь, и недоумевает: «Почему они не уходят?».
Вот пять важных фактов об абьюзе, которые можно узнать из сериала «Уборщица. История матери-одиночки».
Это, пожалуй, одно из главных откровений сериала. «Уборщица» — это не леденящая жилы драма о домашнем насилии вроде «С меня хватит!» с Лопес или «Большой маленькой лжи». На первый взгляд история Алекс вообще может показаться высосанной из пальца и надуманной — в самой первой серии зритель выясняет, что ее партнер не бил ее, не насиловал и не обижал их дочь — просто напился и проломил кулаком стену. А потом протрезвел и стал просить прощения — ну с кем не бывает?
Да и самой Алекс кажется, что она — какая-то ненастоящая жертва насилия, раз ее ни разу не били. Она чувствует себя самозванкой в приюте для жертв домашнего насилия, куда она неохотно отправляется — ей кажется, что ее вот-вот разоблачат и выгонят, чтобы она освободила место для других, «настоящих» жертв.
Урок у всей этой истории простой — не существует регламентированного уровня насилия, после которого надо точно уходить. Если человек в отношениях ведет себя агрессивно, абьюзивно (сперва причиняет боль — физическую, эмоциональную психологическую, а затем просит прощения, и все повторяется по кругу) и непредсказуемо — это повод обезопасить себя от него как можно быстрее.
Как справедливо отмечает приятельница Алекс по шелтеру, никто на первом свидании не говорит своей возлюбленной, что собирается ее душить, но проходит время — и то, что изначально казалось особенностями характера или проявлениями темперамента, превращается в настоящий кошмар. «Оно растет как плесень», — говорит женщина, и это очень точно сравнение — ты не успеваешь заметить как то, что изначально казалось мелким и безобидным, разрастается, и начинает тебя убивать.
Это значит, что невозможно на первом свидании понять, что перед тобой — абьюзер, который сломает тебе жизнь, и тут же оборвать с ним связь. Сперва они все довольно безобидные и даже привлекательные. А еще это значит, что нередко все происходит медленно — иногда слишком медленно, чтобы успеть заметить и вовремя сбежать.
При просмотре сериала даже становится немного удивительно, откуда в Алекс столько решимости уходить с дочкой на руках в ночь, тогда как все вокруг нее поднимают брови и делают вид, что ее решение — это блажь, а ее бывший — вообще-то хороший парень.
К сожалению, так бывает нередко — на людях абьюзер может вести себя совершенно прилично и не показывать своего истинного лица, тогда как дома позволяет себе быть агрессивным и жестоким. И вдвойне удивительно, как Алекс хватает сил гнуть свою линию и на все упреки и недоумения отвечать: «Я туда не вернусь».
Несмотря на то, что в сериале можно одним глазом посмотреть, как в США организована система помощи жертвам домашнего насилия (не очень плохо, надо сказать, организована), ее явно недостаточно для того, чтобы сделать уход от абьюзера достаточно безболезненным и комфортным.
Героиня каждую серию меняет место обитания, именно ей, а не ее партнеру приходится обивать пороги многочисленных контор, собирать документы, заполнять миллион форм, и все это — жонглируя низкооплачиваемой работой и дочкой. К сожалению, это недалеко от истины — именно жертвам приходится доказывать то, что они жертвы, и собирать все необходимые документы. А еще нередко женщинам приходится уходить из дома, чтобы найти для себя безопасное место, и искать способы заработка, чтобы прокормить себя и детей, в то время как абьюзер продолжает жить, как ни в чем ни бывало.
Программы борьбы с домашним насилием, действующие в ряде стран, включают в себя работу не только с теми, кто от него пострадал, но и с теми, кто стал его причиной. Работа с абьюзерами, психотерапия и обучение их методам модерации собственного поведения, помогают не только остановить абьюз, но и значительно уменьшить шансы того, что он повторится вновь — с той же жертвой или с новой.
Это наглядно показано в сериале — несмотря на то, что партнер Алекс обещает ей, что ничего такого больше не повторится, и даже начинает посещать встречи анонимных алкоголиков, он довольно быстро берется за старое.
Это не значит, что однажды абьюзер — всегда абьюзер, и что люди не меняются. Это говорит о том, что отказ от насилия — долгий и очень непростой путь, и для того, чтобы его пройти, требуется желание, настойчивость и профессиональная поддержка. Причины насилия, как правило, кроются в сложных психологических травмах, разобраться с которыми без посторонней помощи человек не способен, а потому обещание «Все, я больше никогда так не буду» звучит здорово, но, к сожалению, практически невыполнимо.
Наверняка кому-то этот сериал может показаться сказочным — на своем пути Алекс встречает немало добрых людей, которые готовы ей бескорыстно помогать и поддерживать ее (хотя чувство безысходности и одиночества почему-то все равно проходит через сериал красной нитью). Увы, далеко не все истории заканчиваются так. Однако, может быть, в этом и есть самая главная мораль — оставаясь с абьюзером, женщина лишает себя хэппи-энда. Не гарантирован он и в том случае, если она уйдет, но так она хотя бы получает шанс — для себя и своих детей. И это самое главное.