Нет, это нормально
Что такое синдром дефицита природы и как он влияет на современных детей?
Спонсорский материал

Что такое синдром дефицита природы и как он влияет на современных детей?

Трехлетний малыш бегает по парку с орехами в руках и криками: «Белка! Ешь!» Его друг неподалеку внимательно наблюдает за извивающимся в луже червяком. Как часто вы встречаете таких детей, и почему такое, на первый взгляд, незатейливое времяпрепровождения на самом деле важно для развития ребенка? Создатели детского развивающего приложения Virry рассказывают, почему нам всем нужно срочно отправиться с детьми в парки и леса.

В 2005 году вышла книга «Последний ребенок в лесу» журналиста и публициста Ричарда Лоува. Автор несколько лет изучал данные научных исследований на тему детского развития и психологии, и в книге приводит неутешительные выводы: частота и плотность контактов ребенка с природой за последние десятилетия катастрофически снизились, в то время как такие контакты чрезвычайно важны для развития, физического и эмоционального здоровья детей и взрослых. Книга вошла в список бестселлеров The New York Times, а Лоув получил медаль Национального Одюбоновского общества «за привлечение внимания к масштабу проблемы растущей изоляции человека от природы, за которую общество расплачивается здоровьем и социальным благополучием». Позже Лоув стал консультантом при Национальном научном совете по детскому развитию при Гарвардском университете.

Термин Лоува «синдром дефицита природы» сегодня широко используется в Европе и США. И означает он отчуждение от природы, которое приводит к снижению уровня чувствительности и здоровой эмоциональности у детей и взрослых, сложностям в управлении вниманием, повышенному уровню стресса, психосоматическим и физическим заболеваниям. Очевидно, американское и европейское общества и их привычки отличаются от российских. Тем не менее, проблема сокращения контактов с природой по всему миру обостряется, и нам всем стоит обратить внимание на тезисы Лоува и коллег.

О чем говорят исследования, и почему так важно, чтобы ребенок общался с природой?

• Ребенок, у которого есть контакт с животным, растет менее эгоистичным и способным понимать чувства и эмоции, сочувствовать. Это важно для его социальной адаптации и выстраивания отношений с окружающими в настоящем и будущем. У истоков теории эмоционального интеллекта стоит профессор образования Гарвардского университета Ховард Гарднер. Эта теория говорит о важности развития в людях таких качеств, как эмпатия, распознавание своих эмоций и управление ими. Один из главных эффектов контакта ребенка с природой — развитие этой способности.

• Контакт с природой важен для развития не только эмоциональных, но и когнитивных способностей у ребенка. Такой контакт подпитывает в ребенке врожденную любознательность. Без сомнения, эта подпитка важна для того, чтобы ребенок рос целеустремленным, заинтересованным в жизни и развитии. Это подтверждают в книге «Дети и природа» Кан и Келлер, профессора университетов Вашингтона и Йеля)

• Наблюдение за живым миром формирует представления об эстетике, а теория биофилии говорит о том, что человек достиг высокого уровня в развитии как вид благодаря тому, что находился в условиях взаимодействия с другими видами и даже приручал их. Подробнее о теории биофилии говорится в исследованиях ее основателя — биолога и натуралиста Эдварда Уилсона.

• Уход за животным или растениями формирует в ребенке ответственность за жизнь другого, доверие, понимание жизненно важных потребностей независимо от пола ребенка. Из также подтвержденных эффектов общения с животными стоит отметить уверенность в себе и самостоятельность. Подробнее о об это можно узнать в работах профессора университета Пердью Гейл Мэлсон.

• Исследования показывают, что контакт с животными снижает уровень агрессии среди проблемных подростков, помогает вырабатывать социальные навыки среди детей с особенностями развития. В университете Иллинойса подтвердили результаты исследования влияния контакта с природой на детей с синдромом дефицита внимания: 20 минут прогулки в парке производят такой же эффект на способность сфокусироваться на решении задачи, как один прием назначаемого в таких случаях препарата.

• Давно и хорошо изучено влияние контакта с природой на выздоровление и восстановление после болезней. Еще в 1984 Роджер Ульрих подтвердил, что если пациентов после хирургического вмешательства разместить в комнаты с видом на парк, они восстанавливаются быстрее тех, кому видны лишь стены больницы. Также первым требуется меньше обезболивающих препаратов, и у них реже развиваются осложнения. С тех пор результат исследования подтверждался не раз, и многие лечебные заведения в мире учитывают и используют этот эффект.

• Контакт с животным или растительным миром обучает детей тому, как нужно обращаться со всем живым, помогает осознать его хрупкость, зарождает бережное отношение к природе.

Получается, что контакт с природой — это развлечение, где познание и развитие навыков являются положительными побочными эффектами. Но важен не только сам контакт — важно донести до понимания ребенка, что этот живой мир нужно сохранить для будущего, для его же собственного благополучия. Согласно теории биофилии, мы не можем не наблюдать за живыми существами, не искать контакта с растительным и животным миром — мы склонны к этому на генетическом уровне. Если все виды исчезнут, как это отразится на благополучии нас как вида?

Из опыта зарубежных школ и детских садов

Масштаб проблемы изоляции человека от природы начали осознавать уже давно. Еще в 50-х в Скандинавии, а в 80-х в Германии стали появляться детские сады «дикого» типа, где дети проводят по несколько часов в день в лесу, лазая по деревьям и исследуя жуков. В последнее десятилетие такие сады получают все большее распространение. Выход фильма «Капитан Фантастик» и книг, подобных «Дикому» Джорджа Монбио, подчеркивает интерес к «новому одичанию».

В разных странах проводятся локальные реформы в школах. В штате Вашингтон разработали и реализовали проект «Семга в школе». В 600 заведений штата ежегодно завозят аквариумы с икрой семги. Школьники изучают особенности развития, поддерживают условия для благоприятного протекания биологического цикла, а после выпускают особей в реки — среду естественного обитания рыб, которую тоже предварительно исследуют.

В швейцарских школах уроки строятся по принципу «потрогать руками»: дети дегустируют пшеницу, рожь, овес и пробуют самостоятельно молоть их на мельнице. Географию региона изучают прямо на местности: после ознакомления с картой дети отправляются смотреть на все вживую, исследовать почву, сравнивать растительность гор и лесов.

Казалось бы, в этом свете городские контактные зоопарки, часто располагающиеся в торговых центрах, эпицентрах семейного шопинга, — хорошее решение. На самом деле это не так. С одной стороны это живой контакт, но с другой — это наблюдение за животным в неестественной среде и формирование потребительского отношения к природе и животному миру. Такой формат не имеет никакого отношения к результатам исследований, приведенным выше, особенно если визит в контактный зоопарк обходится без сопровождения гида.

Как увлечь современных детей дикой природой?

• В крупных городах Англии распространены городские фермы: в черте города на больших территориях размещаются фермы с гусями, курицами, овцами и осликами. Дети и родители могут бродить вдоль загонов, кормить животных, помогать работникам ухаживать за ними. На фермах проводятся занятия по фермерскому делу, там же работает кафе, где готовятся блюда на основе произведенных там продуктов (молоко, свежие сыры, яйца). На фермы принято ходить всей семьей в выходной день и проводить за разными занятиями целый день. Небольшую ферму с животными недавно открыли и на ВДНХ в Москве.

• Можно устроить занятия в школе по вышеупомянутому американскому примеру с выводом семги, вывозить группы детей в походы. Даже расширение зеленой зоны в детских садах и на пришкольных площадках уже будет большим шагом на пути сближения ребенка с живым миром, частью которого он является.

• Кроме того, важно определять для ребенка цели. Если у прогулки на свежем воздухе появляется цель собрать мусор или изучить растительный мир, она приносит куда больше удовлетворения ребенку, чем просто нахождение в лесу.

• Развивающие и игровые приложения могут быть связующим звеном в построении отношений с природой. Технологичный мир делает доступными многие вещи, которые в силу сложности организации могут быть недоступны в реальности. Например, близкое общение и уход за львом, жирафом или носорогом. В таких приложениях животные могут быть показаны реалистично через камеры прямого эфира, а развивающая игра-викторина и контакт с животным выстраивается по плану, напоминающему реалистичный процесс ухода по тому же принципу, по которому работают сотрудники заповедника.

Как увлечь детей через увлечение родителями?

Отвечает Катерина Мурашова, психолог и писательница:

«Дошкольники и дети до второго класса — имитаторы от биологии, они активно «заражаются» интересами, чувствами, мнениями, опасениями значимых взрослых (родителей, прародителей, первой учительницы, яркого кружковода). Это адаптивно, сохраняюще (позволяет избегать известных самке, но неизвестных детенышу опасностей) и полезно для обучения. Поэтому любые природонаблюдающие и природообучающие программы имеет прямой смысл делать интересными и пригодными не только для самих маленьких детей, но и для значимых взрослых. Когда родителю интересно — ребенок «считывает» и усваивает: это хорошо, это правильно, большим нравится, они довольны. Так закладываются навсегда: интерес к природе, наблюдения, манипуляции.

— Что делать, если родитель увлечен природой, но ребенку совсем не интересно идти в лес, и он ненавидит комаров? Стоит ли принуждать ребенка?

Этот вопрос напрямую связан со сказанным выше. Комары не нравятся никому, но ведь что-то еще в лесу будет происходить? Задача родителя — полноценно и по-честному разделить с ребенком собственное удовольствие пребывания в лесу: показать, чему и как он сам радуется, из чего черпает энергию. Не из комаров же! Разделенная радость — радость вдвойне, а наши биологические программы тут на стороне родителя: все настоящее (не фальшивый интерес родителя к лесу) ребенок готов, если не осознать, так сымитировать. Подростка заставлять уже не стоит, отношения дороже, да и родитель технически уже вполне может поехать в лес без него, никому тут не надо ни от чего отказываться».

«Я отправляюсь в лес за успокоением и оздоровлением», — писал американский автор, художник, натуралист и философ Джон Берроуз. «Я отправляюсь в лес за тем, чтобы вернуть свои чувства к состоянию гармонии». Берроуз написал это будучи уже взрослым и опытным. Детям же нужно помогать развиваться и направлять. К чему может привести игнорирование этой необходимости, забавно показано в рекламном ролике, снятом в форме эксперимента: оказывается, дети не знают, что иголки у ежа колючие, хорька называют крысой, а лягушку — кроликом.

Поделись статьей с друзьями