Почему рассказывать детям истории полезнее, чем читать нотации

Мы каждый день сталкиваемся с ситуациями, когда наши дети ведут себя не так, как мы ожидаем. Толкают младшую сестру, не убирают игрушки, скандалят во время похода к врачу. Ежедневная порция детских страхов, тревог, агрессии, непослушания — и каждый раз нам необходимо вмешаться. Но вот вопрос: как сделать это лучше всего? Мы нашли ответ в статье Дэвида Сьюэлла Маккена, недавно опубликованной на Medium.
Иллюстрация Даниила Никольченко

Родители, особенно отцы, нередко предпочитают разрешать конфликтные ситуации с помощью лекции. Они объясняют, почему обижать маленьких — неправильно, зачем необходимо убирать игрушки и как поход к врачу может принести много пользы для здоровья. И дети слушают, кивают головами и утверждают, что они все прекрасно поняли, осознали и больше так не будут… Но вскоре ситуация повторяется снова. В объяснениях нет ничего плохого, но когда вы хотите донести до ребенка важную информацию — не забывайте о форме.

Давайте признаем: долгие занудные лекции крайне редко работают даже со взрослыми. Вспомните последний раз, когда вас за что-то обстоятельно отчитали, а у вас появилось желание и стимул больше никогда так не делать. Получается?

Альтернатива чтению нотаций существует, и она совсем не нова. Еще с самых древних времен, когда умных психологических книг не существовало, старшие поколения доносили до детей простые законы жизни посредством сказок. Занимались, как сейчас модно говорить, сторителлингом — рассказыванием историй.

Когда вас спрашивают о том, как прошел ваш день, что вы делаете? Рассказываете историю. Когда вы встречаетесь с друзьями и делитесь курьезом, который случился в вашем прошлом путешествии, вы тоже рассказываете историю. Наш мозг любит слушать истории, потому что они позволяют ему становиться частью повествования, переживать, включаться в процесс и создавать собственную реальность, опираясь на сюжет.

Сторителлинг работает и в родительстве — даже лучше, чем подробная и подкрепленная фактами лекция. Но почему же мы так редко рассказываем своим детям истории? Ответ прост — это лень (придумывать, формулировать, излагать) и страх. Страх быть непонятыми, рассказать слишком скучную и примитивную историю. Страх того, что наши дети ее не оценят.

Для тех, кто боится, у автора статьи есть рассказ «о человеке, который боялся разговаривать»: он переживал о том, как звучит его голос — а что, если он зарычит? Или заухает как сова? Или заквакает? Но однажды он увидел мальчика, идущего по направлению к его ловушке для койотов. Ребенок уже убежал достаточно далеко, и его нельзя было схватить за руку. И тогда человек крикнул: „Стой!‟. И мальчик остановился. Он был спасен, потому что человек просто заговорил с ним.

Вот вам история. Написанная с целью помочь вам побороть свой страх перед сторителлингом, а затем мотивировать вас раскрыть рот и начать говорить. Ваш ребенок боится темноты? Расскажите им историю о мышонке, который тоже боялся темноты, но потом понял, что без нее не бывает света, и победил свой страх. Это просто. Вам не надо придумывать какие-то сложные или очень поучительные сюжеты — просто покажите своему ребенку, что вы его понимаете и стараетесь ему помочь.

Результаты вас удивят. Иногда одна простая история может изменить ход вещей. Переезжаете в новый дом? Расскажите историю. Собаку пришлось усыпить? Расскажите историю. Предстоит болезненная процедура? Расскажите историю. Да, потом вы можете объяснить что-то дополнительно, но сначала важно показать, что вы разговариваете со своим ребенком на одном языке. На языке чудес и неограниченных возможностей. Плюс ко всему, рассказывать истории — это еще и весело.

Ликбез Глава из новой книги Екатерины Мурашовой «Искусство (не) бояться»
В издательстве «Самокат» вышла книга психолога Екатерины Мурашовой «Искусство (не) бояться».