Почему малыши все у всех отбирают и не хотят делиться

К нам в онлайн-приемную все чаще приходят вопросы от родителей, которые спрашивают: а нормально ли, что малыш не только не хочет делиться своими игрушками с другими детьми, но и отнимает их игрушки?

На картинке: две девочки и кукла. Иллюстрация Насти Железняк для НЭН
Иллюстрация Насти Железняк

Если говорить коротко, то да: когда-нибудь это случается в жизни каждого родителя. Их прекрасный веселый малыш становится одержимым идеей о том, что все вокруг (в особенности все красивенькое и классное) принадлежит ему. У этого явления есть вполне научное объяснение.

Первые явные признаки так называемой поссесивной фазы родители могут заметить, когда ребенку исполнится 16–18 месяцев, то есть примерно полтора года. Притяжательные местоимения появляются у ребенка в лексиконе одними из первых, особенно если речевое развитие идет в ногу с эмоциональным.

Это нормально

Когда вы видите, как ваш ребенок выхватывает что-то из чужих рук или берет понравившуюся вещь без спросу, не спешите его стыдиться и стыдить. То, что он делает, совершенно нормально. Его действия говорят о том, что он растет — как поясняют специалисты в области возрастной психологии, таким образом он постепенно знакомится с концепцией невидимой связи человека с предметами.

В ходе исследования с участием детей в возрасте от двух до четырех лет выяснилось, что они видят принцип владения вещами так: кто первый взял, того и тапки. Более того, эти самые тапки, в представлении малышей, продолжают принадлежать «первому» владельцу даже после того, как вещь забирает ее законный реальный хозяин. Аргумент «Я первый взял!» потому и кажется им максимально сильным.

Психологи Сьюзан Гельман и Николос Нолс провели эксперимент с участием двух- и трехлетних детей. В рамках тестов ребенку показывали две одинаковые игрушки и говорили: «Вот эта твоя, а эта — чужая». Затем игрушки меняли местами, однако большинство детей не велись на это и безошибочно указывали ту, которая принадлежала им. Затем их спрашивали, какая из игрушек им нравится больше — своя или чужая, и опять-таки почти все дети делали выбор в пользу своей.

Но когда в эксперименте появлялась третья игрушка, отличная от двух одинаковых, а именно — простой деревянный кубик, дети тут же теряли интерес к своим игрушкам и говорили, что вот эта новая штучка нравится им больше. Вот такой фокус.

Что такое «я»

На этом этапе жизни ребенка его чувство самосознания, понимания самого себя становится все более сложным. Если младенцы, видя себя в зеркале, грубо говоря, предполагают, что перед ними — странный новый двухмерный друг, то тоддлеры уже в состоянии понять, что видят в зеркале себя. Именно в этот период у них в головах начинают бурлить мысли о том, что такое «я» и что означает «мое». Заявляя права на вещи, они познают самих себя.

Поэтому важно помочь ребенку разобраться в этом. Вместо того, чтобы ругать за отобранную у другого малыша игрушку, спокойно объясните своему: «Вот эта игрушка — не твоя. Твоя вот эта», — и протяните ему то, что в действительности принадлежит ему. Даже совсем крошечные собственники уже в состоянии понять, что какие-то вещи могут принадлежать не им. Просто спокойно напоминайте им об этом, и в конце концов они привыкнут. Более того, по мере роста они даже сами начнут делиться с младшими партнерами по играм, потому что научатся получать от этого удовлетворение.

И не забывайте о том, что настаивать на обязательном обмене и говорить, что «надо делиться», вовсе необязательно. Ваш ребенок не обязан делиться с другими, если ему не хочется. Но не упускайте из виду и то, что другие дети точно так же не обязаны делиться с ним. Право на свои вещи нужно не только соблюдать, но и уважать. Конечно, эту концепцию малышам понять сложно, но тут, как и с многими другими вещами, работает только многократное повторение: социальные нормы усваиваются, если вы последовательно их объясняете. 

Вырастая, мы учимся вести себя в соответствии с социальными нормами — не отбираем у других понравившиеся вещи, не топаем ногами, если родители не купили нам шарик. И все же — мы никогда не перерастаем испытывать страсть к обладанию желаемой вещью. Частично мы даже идентифицируем себя, определяем свое место в жизни через вещи, которые у нас есть. Так что хотеть чем-то обладать абсолютно естественно для человека, даже самого маленького.