Нет, это нормально
Как устроены детские сады в Германии, Швеции, Англии и Китае
Мнения

Как устроены детские сады в Германии, Швеции, Англии и Китае

Мы решили продолжить наш географический цикл монологами о работе детских садов в Европе и Азии. Наш автор Лена Сай, которая живет в Германии, рассказала о своем опыте, а также поговорила с мамами, чьи дети ходят в детские сады в Швеции, Англии и Китае.

Два года назад мы переехали в Берлин, и здесь дочка впервые пошла в детский сад. Старший сын «оттрубил» четыре года в российском детском саду, так что я могла посравнивать и поудивляться от души. А удивляться было чему!

Во-первых, воспитатели-мужчины! Это первое, что бросилось мне в глаза. Пока мы искали место в саду (а тут такая система, что получая бумагу от города на право посещения детского сада, место в саду ты ищешь сам), мы обошли не меньше 15 садиков. И в каждом были мужчины воспитатели! Молодые красивые модные
парни кормили малышей с ложечки и играли с детьми постарше в футбол. В нашем детском саду ровно половина мужчин-воспитателей (я не поленилась и подсчитала).

Во-вторых, завтраки. В нашем саду завтраками не кормят, и родители должны их сами приносить с собой в ланч-боксах. Сладости (маффины, шоколад, кексы) запрещены. Можно – бутеброды, фрукты-овощи-ягоды, творожки, йогурты, фруктовое пюре, сосиски, яйца. Есть детей не заставляют. Но уговаривают попробовать хотя бы одну ложку «Чтобы я видела, пожалуйста!». Если ребенок попробовал и отказывается есть – его оставляют в покое.

В-третьих, дневной сон. Дневной сон тут по желанию. Если мама предупредит воспитателей, что ее ребенок в дневном сне не нуждается, его даже не будут пытаться укладывать спать. Остальных детей укладывают на пол на матрасиках (кроватей нет) в игровой комнате – читают сказки, слушают песенки. Но если ребенок спать не хочет, лежать его не заставляют, а выпускают «на волю» в другую комнату с вторым воспитателем или даже на детскую площадку при садике, если хорошая погода.

Еще я бы добавила, что в немецком детском саду короче дистанция между воспитателями и их подопечными – дети называют воспитателей по имени и на ты, залезают на коленки и чувствуют себя с ними довольно раскованно и свободно.

После близкого знакомства с немецким садом мне стало интересно – а как в других странах? И вот что я узнала.

Швеция. Настя, мама Юакима (19 месяцев)

Оплата сада в Швеции зависит от дохода родителей. Есть максимальный потолок, в нашем регионе это примерно 140 евро в месяц. Если перевести в соотношение со средней зарплатой в российском регионе (40 000 рублей), это около 1500 рублей в месяц. Ребенка можно приводить в сад с соплями, кашлем, но не с температурой, ротавирусом или ветрянкой. Родители предоставляют садику свою рабочую схему, где учитывается рабочий день и время дороги с работы/на работу. Именно на этот промежуток ребенок может оставаться под присмотром сада. То есть ситуация, когда мама «сидит в декрете», а ребенок на полное время в саду, в Швеции недопустима! Если работает только один родитель, то ребенку дается 15 часов в неделю (три посещения сада по пять часов). В Швеции распространена удаленная работа, и она считается полноценной, тогда ребенок может быть в саду.

Почти все
шведские сады рассчитаны на небольшое количество групп, примерно четыре-шесть (что
компенсируется большим количеством садиков, расположенных в шаговой доступности
от дома), а еще они пряничные. То есть часто это одноэтажное здание,
построенное буквой П, с игровой площадкой в середине. Шведские сады внутри
уютные, без ковров и лишней мебели. В нашем саду есть столовка, «мокрая
комната», где дети плещутся, рисуют и пачкаются как могут без последствий для
стен сада, комната типа спортзала или музыкальной. В раздевалке у каждого есть
своя полочка с фотографией и именем ребенка, именами родителей, на полке
коробка для дополнительной одежды, на которой прилеплен чек-лист, написанный
примерно так: «Тут должны лежать: 2 пары штанишек, 2 пары носков, джемпер».
Также в раздевалке висит доска с магнитиками-пиктограммами: когда воспитатель
берет последнюю вещь из запасов (например, подгузники), то, вместо вербальной
коммуникации, он просто берет с доски нужный магнитик и лепит
магнит на полочку, оставляя таким образом сообщение.

Все сады и школы нашего региона имеют защищенные паролем интернет-блоги, где публикуются новости, фотографии (все как одна – мимимишные), оповещения. Все важные сообщения будут продублированы еще и по смс. Также в блоге можно найти контактную информацию и политику сада, у нас это так называемая Zero tolerance, нулевая терпимость: если персонал заметит/заподозрит следы физического или морального насилия над ребенком, без разговоров с родителями будет начато расследование, проводимое социальными службами.  

А еще в шведских садах температура около 20 градусов и регулярные проветривания. Работа садовской столовой практически ничем не отличается от столовой на моей работе. Только кассы нет. На столах стоят салатницы с нарезанными помидорами, огурцами, морковкой, рукколой, подносы с горячим и гарниром. Детки примерно от двух лет сами (!) накладывают себе что хотят и сами после еды относят поднос в зону грязной посуды. Меня удивило, что детям дают и острую, и специфическую пищу. Как сказала воспитательница, не каждая семья может себе позволить такое разнообразие, а детям хорошо познакомиться с кухнями стран мира. Сладкое типа джема к каше дают только тем детям, чьи родители разрешили это делать, обычно старшей группе. Приносить в садик сладости на день рождения тут не принято. В нашем саду только два воспитателя-мужчины, мне бы хотелось большего количества, так как это полезно и деткам в том числе, избавляет от ложных установок типа «воспитатель – женское занятие».

Вообще мне понятно теперь, почему шведы такие воспитанные: при полной расслабленности и демократии во взрослой жизни, в садике и у них муштра, куча правил типа мытья рук после прогулки (даже если в перчатках), ритуалов, бесконечных «спасибо-пожалуйста», масса запретов, все связаны с безопасностью. Никто не повышает голоса, воспитатели детей постоянно сажают к себе на колени, вернее, детки сами приходят и садятся, детей постоянно обнимают и целуют.

Англия. Юлия, мама Платона (6 лет)

Мой сын недолгое время посещал лесной садик. Этот сад начинает свою работу весной, когда уже достаточно тепло, чтобы проводить в лесу большую часть дня. В Лондоне есть парк – самый большой в Европе. Он практически как лес. Вот в этом парке и находился лесной садик.  В нашей группе было около десяти детей и два воспитателя. Утром дети уходили в лес, каждый раз – на новое место. Разбивали небольшой лагерь – подвешивали гамаки, качели. И читали книжки, искали разных жучков-паучков, играли в игры, ели. Это все происходило в любую погоду. Я присутствовала на адаптации в этом саду с сыном, и нам было тяжеловато. Погода в Лондоне далеко не каждый день хорошая. Солнечных дней было мало и было довольно прохладно. Даже если шел дождь, дети все равно тусили на улице – в дождевиках и резиновых сапогах. Я все время там мерзла. Но британские дети очень закалены и зимой-то ходят в босоножках на босу ногу. Так что для них погода не была проблемой. А для нас с сыном – да.

Главная идея этого сада была в том, что дети весь день проводят на
свежем воздухе, изучают природу, животных, насекомых, растения.

С этим садиком у нас не сложилось, ребенок меня не отпускал и оказался
не готовым к коллективу. Там были дети, которые плакали, когда родители
уходили. Но их воспитатели успокаивали, отвлекали. Отвлекали, надо сказать,
очень здорово. Все воспитатели обладали очень хорошей психологической
устойчивостью и умели разными способами детей отвлечь, переключить, объяснить
им, что они чувствуют. Вот этому можно было прямо поучиться у педагогов. Такой
темы как «пусть проплачется» тут точно нет.

В принципе, мне очень нравится в британских садах то, что преподаватели очень хорошо обучены этому бережному обращению с детьми. В общении с детьми у педагогов нет этих строгих педагогических ноток, нет манипуляций и запугиваний. Все решается мирно, практически бесконфликтно. Детей учат выражать свои чувства, эмоции. Очень здорово то, что было много чтения вслух. Детям читали сказки, и это было практически театральное представление. Еще мне понравилось, что был определенный ритм дня, режим. Дети знали, что за чем пойдет. Была последовательность и предсказуемость, были свои ритуалы.  Было много игр – и двигательных, и словесных. Дети решали разные квесты. Собирали разных жучков, рассматривали их, считали лапки. Воспитатели рассказывали доступную информацию о найденных насекомых. Дневного сна там не было. И это была для нас большая проблема. В принципе, в английских детских садах дневной сон не предусмотрен. Только в каких-то крутых частных садиках и для самых маленьких детей. В нашем лесном садике даже не было места, где ребенок мог бы прикорнуть.

В английских садах дается много самостоятельности детям, что мне
не очень нравится. Потому что иногда ребенок сам решает не лучшим образом.
Свободная самостоятельная игра это замечательно. Но когда ребенок сам решает –
снять ему куртку или сапоги или не снять, это уже не очень хорошо, на мой
взгляд. В лесу дети все время были раздеты, я на это смотрела с замиранием
сердца.

Про еду – детям родители дают с собой ланчи в коробочках. В садике дают какие-то закуски – крекеры, соки, но большую часть родители дают с собой. Вообще, в разных садах питание устроено по-разному. Есть садики с питанием, но их очень мало.  А в частных садах родители организовывают кейтеринг, сами его оплачивают, и всех детей кормят организованно. Но можно и не оплачивать кейтеринг и давать своему ребенку отдельно еду с собой на день. Есть сады с бесплатным питанием, но они супер популярны, и туда очень сложно попасть».

Китай. Юлия, мама Миши (8 лет)

Мы прожили на юге Китая в Гуанчжоу почти пять лет. За плечами – три детских сада и одна начальная школа. В китайский детский сад принимают детей от трех до шести лет.

Мой сын пошел в детский сад в три года и первые полгода у ребенка было полное отторжение. Мише не нравилось все: язык, еда, обычаи. Воспитатели старались помочь, удаляли ему больше внимания, готовили отдельную еду для нас. Спустя год ребенок заговорил на китайском, начал есть рис и воспринимать китайские обычаи.

В китайском детском саду все детки носят специальную форму, она есть на все сезоны. Смотрится это очень красиво. Каждое утро дети делаю зарядку под музыку на улице. Каждый понедельник дети поднимают флаг. Это очень трогательное и патриотичное зрелище. Потом расходятся по классам, и занимаются: изучением английского и китайского языка, рисуют, играют, смотрят образовательные мультики, занимаются рукоделием. Все необходимое для занятий есть в каждой группе: магнитофон, телевизор, компьютер, принтер, сканер и так далее. Так же в каждом садике есть отдельный преподаватель физкультуры и учитель английского языка.

Дневной сон есть, но дети спят не на кроватях, а в специальной комнате с подиумом на матрасах. Потом их все вместе убирают, и играют там. Каждый день родителям присылают видеоотчет, чем был занят ребенок. В конце года отдают все детское творчество, и фотографии ребенка.

К разным праздникам каждая группа готовит свой номер для большого концерта. Родители тоже выступают на праздниках со своими детьми, например, играют на музыкальных инструментах.

 

Поделись статьей с друзьями