«Детей воспитывать сложно, потому что ничто человеческое им не чуждо»

Нас часто просят ответить на вопросы, так или иначе связанные с психологическим развитием ребенка. Чтобы помочь вам разобраться в том, как правильно реагировать на поведение малыша и на что обратить внимание, формируя принципы воспитания, мы обратились к семейному психологу Дмитрию Колыгину. В беседе с НЭН он сравнил профилактические походы к психологу с визитами к стоматологу, объяснил, сколько кризисов вам предстоит пережить вместе с ребенком и успокоил тех, кто боится избаловать младенцев, постоянно нося их на ручках.

НЭН: Давайте начнем прямо с младенчества. Вот смотрите: представители старшего поколения частенько дают всякие «советские» рекомендации молодым родителям. Одна из самых популярных, например, гласит: нечего носить младенца на руках – вы его только избалуете. Или: оставьте его в кроватке, поорет и успокоится. Что про вот это все думает современная детская психология?

Дмитрий Колыгин: Во-первых, важно понимать, что в разные возрастные периоды относиться к ребенку следует по-разному. Младенчество (до года) – это период, когда ребенку жизненно необходимо получать как можно больше тепла и ласки от родителей, и, конечно, физический контакт, тактильный – один из основных каналов такой коммуникации в этом возрасте. В этот период вы не можете его избаловать своими ношениями на руках и прикосновениями, наоборот, только подарить ребенку базовую уверенность в этом мире и фундамент хороших навыков коммуникации. Что касается криков в кроватке, то здесь не стоит слишком беспокоиться, ребенок даже в таком возрасте вполне в состоянии справляться с фрустрацией (негативные ощущения, связанные невозможность удовлетворить потребности), связанной с гигиеническим уходом. Делайте так, как считаете нужным и комфортным для себя (при условии соблюдении базовых норм кормления и ухода) – ваша уверенность и удовлетворенность жизнью транслируется ребенку.

Вообще вот этот страх избаловать малыша своим вниманием и заботой, он имеет под собой реальные основания какие-то? Можно ли залюбить маленького ребенка? Навредить ему как-то своей опекой? До какого возраста можно просто любить, не воспитывая?

Ребенку важна не только любовь, но принятие его таким, какой он есть, уважение его собственных взглядов и стремлений (в рамках установленных в семье правил и возрастных возможностей). Формула такова: до года – дарите ребенку максимум своей любви, тепла и опеки, после года начинайте постепенно давать ребенку все больше и больше личного пространства, возможности самостоятельного принятия решений. Ключевой фактор заключается не в выборе между любовью и воспитанием, но в формах проявления вашей любви. Ребенок должен чувствовать, что, отделяясь от вас, он не теряет вашей любви, ведь она очень нужна и младенцу, и подростку, но если для первого это будет заключаться в максимальной опеке, то для последнего в бережном отношении к его личности. Что касается воспитания, то лично я сторонник такой идеи, что вербальные директивы и муштра – не очень эффективны. Детей воспитывать сложно, потому что ничто человеческое им не чуждо. Потому только личный пример, наличие уважения между всеми членами семьи и совместное конструирование правил – залог успешного развития ребенка. Для любителей конкретных советов, скажу, что с полутора до трех лет полезно помогать ребенку отказаться от мысли, что он – центр Вселенной, аккуратно и бережно. С трех лет уже можно обсуждать естественные и логические последствия негативных, с вашей точки зрения, форм поведения ребенка.

Когда дети начинают тестировать на родителях свои способности к манипуляции? Опять-таки, некоторые бабушки с дедушками да и папы говорят, что вопящий вроде как без видимой причины четырехмесячный младенец манипулирует чувствами родителей. Это так?

Действительно, дети начинают тестировать реальность сразу после того, как привыкнут к новой для них среде обитания. Но я бы предложил перевернуть тезис про «младенца-манипулятора» таким образом: не ребенок манипулирует родителями или родственниками, а последние, в связи с индивидуальными особенностями или формами межличностных отношений формируют у ребенка определенные стратегии поведения.

Излишняя крикливость ребенка может быть связанна, например, с повышенной тревогой самой матери, которая проецируется на малыша, или особенностью родителей объединяться только в трудные минуты. Это работает в любом возрасте. Классический пример: родители находятся в сложных, прохладных отношениях, ребенок начинает болеть- они снова вместе, лечат его, спасают. Как только все спокойно- супруги отдаляются друг от друга. Ребенок не делает это сознательно, он лишь стабилизирует систему. Это не эзотерика, а научные факты, ставшие основой современного взгляда на семейную психологию. Ребенок – продолжение родителей, их проблемы – его проблемы. И часто именно он становится (бессознательно) тем регулятором, при помощи которого эти проблемы решаются.

Теперь про совместный сон. С точки зрения эмоционального развития он полезен или нет? До какого возраста можно делить с ребенком спальное место?

До года-полутора – это нормально. После трех – не очень хорошо. То есть с полутора до трех – период постепенного отказа от совместного сна.

Сейчас много всего пишут и говорят про возрастные кризисы, и чуть ли не каждый год их все больше и они все ближе к младенческому возрасту: кризис трех недель, кризис первого года. Сколько их всего вообще на самом-то деле?

Кризисы действительно есть, это важный и очень полезный, как ни парадоксально, период детского развития. Его суть заключается в том, что в стабильном периоде ребенок приобретает новое психологическое качество, которое меняет его взгляд на мир, формируя новые потребности, решать которые он еще не умеет. В период кризиса он учится использовать свое новое качество, что ведет к изменению поведения. Это на самом деле тема обширная и важная, ей можно посвятить отдельную целую и даже не одну статью. Классическая возрастная психология предполагает следующие кризисные периоды: новорожденности (адаптация к новой среде, форме питания, дыхания), первого года (появляется возможность видеть свои желания, помнить их), трех лет (появляется возможность видеть себя, как субъекта, причину деятельности), семи лет (желание занять социально-значимую позицию в обществе), подростковый кризис (появление саморефлексии) – здесь единства мнений не сложилось, разные психологи говорят о разных сроках и динамике, крайние рамки таковы: начинается в 11 лет и заканчивается в 20.

Так или иначе, когда у ребенка появляются первые вспышки осознанного гнева и как помочь ему их пережить?

Симптоматичное проявление кризиса одно года как раз связано с тем, что ребенок начинает осознавать собственные чувства и желания, как принадлежащие ему. Самое важное самому родителю оставаться спокойным и не впадать в раздраженное состояние – это все только усугубит. Если ребенок уже разговаривает, можно отражать ему чувства: ты злишься, гневаешься. Пробовать связать это с объективно наличной ситуацией – ты устал, ты голоден и так далее.

Да, кстати о помощи. Как правильно реагировать на истерики – игнорировать, ругать, пытаться что-то объяснять?

В кризис – попробовать отвлечь (если говорить про младший детский возраст). Если не получается, все равно не отменять запрет, так как в противном случае именно это сформирует так называемые «манипулятивные формы поведения»

Недавно прочитала про separation anxeity у малышей. Когда и почему это состояние возникает (и как оно правильно называется по-русски)?

По-русски – сепарационная тревога. Возникает в связи с разлукой малыша и значимых фигур. Имеется в виду гипертрофированная реакция на незначительную разлуку. Связанна с гиперопекой или, наоборот, с излишней холодностью отношений с этими значимыми фигурами. Фактически это показатель нарушения привязанности, а сама ситуация, в которой эта реакция возникает, не имеет, как правило, особенного значения.

Еще один больной для многих вопрос – адаптация к детскому саду. Насколько травматичность этого опыта зависит от возраста ребенка? Как правильно настроить его на сад, если он неизбежен?

Травматичность зависит больше от сфомированности привязанности (о которой говорилось выше) и умения строить отношения с другими людьми. Это взаимосвязанные вещи, если в течение первых лет жизни сформировались хорошие отношения привязанности с матерью, успешно возникло «постоянство объекта» в первый год жизни (понимание, что объект не исчезает, с уходом из поля зрения), то поход в детский сад не будет носить травмирующего эффекта. Ребенок будет в состоянии расставаться с родителями и спокойно предвосхищать их появление к концу дня. Это положит фундамент успешной социализации в детском саду. Что касается правильной мотивации ребенка, то полезно видеть мир его глазами, понимать, его возрастные особенности и задачи. Например, ведущая деятельность ребенка с трех до шести лет – игра, потому ему может быть интересен фактор новых игрушек, новых товарищей по игре. Смена обстановки почти всегда вызывает в начале тревогу (даже у многих взрослых), но в норме она быстро проходит. Ни в коем случае нельзя стыдить ребенка, запугивать и давить на него. Если поход в детский сад неизбежен, постарайтесь объяснить это малышу, спокойно выслушивая его несогласие и уверенно объясняя ему эту необходимость раз за разом.

Нужна ли на самом деле малышу эта пресловутая социализация? Он не может социализоваться на прогулках, во время семейных мероприятий или прихода гостей?

Социализация – это одна из основ успешной жизни ребенка во взрослой жизни, она носит разные формы и связана с развитием ребенка, вхождение во все более широкие отношения с миром. От рождения до года – это в первую очередь эмоциональный процесс между родителями и ребенком. С года до трех – это совместная предметная деятельность со взрослым: ребенок знакомится с миром предметов, у каждого из которых есть своя функция, название. С трех до шести лет знакомится с миром взрослых через игру: вначале он играет один, рядом с детьми, потом возможности и потребности его растут, и он хочет и может играть вместе с другими. В этих совместных спектаклях дети, вживаясь в разные роли, выясняют, что такое хорошо, что такое плохо, как устроен мир взрослых и какие бывают ситуации. Потому наличие детей одного возраста – очень полезно для развития ребенка. Ребенок может социализироваться везде, где есть подходящие условия, главное давать ему достаточно времени на это и обеспечить всем необходимым. Детский сад – это не единственное место, где ребенок может решать свои возрастные задачи. Его преимущества (если детсад хороший) заключаются в том, что там есть все необходимое для этого: много хороших игрушек, сверстников и квалифицированные педагоги, которые будут поддерживать детей в процессе их исследования взрослого мира через игру, предлагать им хорошие сценарии, выступать в качестве авторитетного мнения в вопросе разрешения споров и так далее.

Развивашки: да или нет? Почему?

Развивашки – это хорошо, но главный вопрос, что развивать и как? Важно помнить о возрастных задачах ребенка и особенностях его личности. Самое важное, чтобы ребенку хватало времени на решение этих своих задач. Например, как уже говорилось выше, с 3х до 6 для ребенка – самое главное играть, именно там формируется произвольность (следование правилам и самоконтроль) и первые формы мировоззрения. Если развивашки в игровой форме, – это здорово и полезно, ребенок возьмет, что захочет. Но если это кружок, где из детей лепят профи, то высока вероятность причинить ребенку вред. Вместо самоконтроля может появиться подавленность и безынициативность, а технические навыки, которые ребенок приобретет в секции, могут ему вообще никогда не пригодиться. Универсальный совет таков: не перегружайте ребенка и помните, что в развитии ребенка важны не выдающиеся достижения в какой-то одной сфере, но гармоничное развитие разных сторон личности: творческое мышление, моторика, аналитические навыки, коммуникативные способности (в соответствии с возрастными возможностями, конечно же).

В каком возрасте родители могут заметить в ребенке что-то такое, что потребует вмешательства психолога?

Все дети уникальны, но есть специфические моменты развития, которые требуют помощи. Какие-то особенности развития можно заметить уже с двух-трех месяцев. Важно помнить, что компетентный специалист не может навредить, он успокоит вас, если нет причин к беспокойтсву, и поможет ребенку, если такая необходимость есть. Существует некий миф, или скорее исторический пережиток прошлой эпохи, когда поход к психологу был связан с позором родителей и дискредитацией ребенка. Сегодня я бы сравнил поход к психологу с походом к стоматологу. Когда стоит обращаться к дантисту? Когда есть смутные подозрения, или острая зубная боль? Если все ок, то никаких вмешательств не потребуется, а если не ок, то чем быстрее в займетесь проблематикой, тем проще и эффективнее ее решите. Возвращаясь к вопросу о специалистах, хотел бы отметить, что сейчас есть целая отрасль в психологии – детская нейропсихологическая коррекция, которая позволяет уже на самом раннем этапе диагностировать особенности развития и компенсировать их.

Как вообще понять, что у маленького ребенка есть какие-то психологические трудности?

Понимание возрастных задач и хороший контакт с ребенком позволяет видеть сложности, если они есть, и не впадать в панику в том случае, если ребенок проходит этап нормативных кризисов. Это в идеале. Но если возможности теоретически подковаться нет, то можно ориентироваться на средний уровень развития по песочнице (делая поправки на уникальность развития) и субъективное счастье ребенка. В любом случае, верьте в своего ребенка, но не бойтесь обратиться к квалифицированному специалисту, помните про пример с дантистом.