Когда ребенок находится в младенческом возрасте, этапы его развития понятны: от первой улыбки до первого шага он более или менее предсказуем. Но когда ребенок перестает быть беспомощным комочком, который учится всему постепенно, он может начать вести себя неожиданно странно для родителей. Например, начнет биться головой об стену, снимать трусы в общественных местах или жевать ковер. НЭН решил изучить вопрос необычного поведения детей в возрасте от года до четырех и выяснить, что можно считать нормальным, а когда следует начинать волноваться.

Способы самоуспокоения

Нормально, если

Ребенок старше года может начать раскачиваться из стороны в сторону, биться головой о стену, кроватку или пол, наклоняться взад и вперед. Эти действия могут выглядеть странно или даже страшно, но с ребенком все в порядке. Он качается или бьется головой о пол потому, что устал, испугался, заскучал или почувствовал напряжение. Монотонные повторяющиеся движения призваны успокоить ребенка, дать ему возможность расслабиться. Риск получить травму в таких случаях не слишком высок, но если вас это сильно тревожит, подстелите ему под голову мягкий коврик. Как правило, монотонные движения ребенок перерастает самостоятельно, и они пропадают к трем годам.

Для самоуспокоения дети также используют сосательный рефлекс: засовывают в рот палец (или несколько), пустышку или какой-нибудь предмет, который в состоянии создать во рту вакуум. Также в ход идет привычка грызть ногти. Но все это неопасно, и примерно до четырех лет считается нормой. В год-два для ребенка нормально пробовать на вкус все, что попадается под руку – от собственных штанов до кошачьего корма. Навязчивые попытки есть несъедобные вещи тоже считаются способами самоуспокоения.

Ненормально, если

Ребенок раскачивается из стороны в сторону, бьется головой о предметы или совершает другие навязчивые монотонные движения на протяжение всего дня, а также в ситуациях, когда ему явно не требуется успокоиться (например, сразу после сна или во время увлекательной игры)

Попытки пробовать на вкус, жевать или даже есть несъедобные предметы сочетаются с задержкой речевого развития и отсутствием реакции на близких людей, а также с нежеланием общаться с ними и играть. В обоих этих случаях необходимо обратиться к педиатру и получить направление на осмотр к специалистам.

Привязанность к ритуалам, системам и повторению

Нормально, если

Как и взрослые, дети чувствуют себя комфортнее, если знают, чего ожидать от тех или иных событий. Например, малыши любят слушать одну и ту же сказку по 20 раз на дню, потому что им нравится эта комфортная повторяемость, они знают, чем все закончится, и им доставляет радость этот факт.

Нормально также, если малыш любит сортировать игрушки по определенному признаку во время игры: ставит предметы от большого к маленькому, разбирает их по цветам или формам. Если вы нарушаете эту последовательность или закономерность, которую он использует в качестве элемента и важной части игры, вполне ожидаемо, что его это расстроит.

Ненормально, если

Страсть к систематизации и ритуалам захватывает ребенка не только во время игры, но и тогда, когда он выполняет какие-то повседневные действия, например, ест или собирается на прогулку.

Ребенок не проявляет интереса к игрушкам, не хочет ими манипулировать, а просто сортирует их и не воспринимает как развлечение.

Во время игры никогда не общается с родителями, братьями и сестрами или другими участниками процесса, не пытается привлечь к занятиям кого-то еще.

Изучение собственного тела

Нормально если

Дети любят изучать части своего тела и повторять действия, которые доставляют им удовольствие. Например, они могут самозабвенно ковыряться в носу, трогать себя за попу, которую не видят, но чувствуют, или щупать свои половые органы, потому что они с ними довольно редко взаимодействуют, а кроме того – это просто приятно.

Уже в два года можно говорить с ребенком об устройстве тела и говорить, что интимные части организма мы не зря прячем в майки и трусы – они не для всеобщего обозрения, но нет ничего плохо в том, чтобы посмотреть на них  самому или потрогать, но не надо делать ни на кухне, ни в гостях.

Ненормально, если

Ребенок предпочитает трогать себя всему, что может быть интересно малышу его возраста: общению с родителями, вкусняшкам, чтению книг, наклейкам, мультфильмам и беготне за собакой. Любая зацикленность, которая становится доминирующим действием, требует внимания врачей.