10 удивительных фактов о комиксах: от трусов Супермена до крови в краске

Это вам не просто картинки!

Фото: nikkimeel | Shutterstock | Fotodom

Комиксы — это без сомнения великий жанр, созданный на стыке литературы и изобразительного искусства. Нынешние мамы и папы могут вспомнить, как во времена их детства родители сетовали, что дети не читают великую классику, отдавая предпочтение комиксам. Появление «Киновселенной Marvel» и «Расширенной вселенной DC» возродило интерес к бумажным версиям этих знаменитых историй. И хотя современные дети предпочитают смотреть ролики в ТикТоке, гиков среди них все еще предостаточно. Ну, а уж родителей-гиков еще больше! Так что сегодня поговорим о комиксах.

Комиксы зародились непонятно когда

Идея создать серию рисунков с короткими подписями, рассказывающую законченную историю, витала в воздухе буквально с античных времен. Еще древние египтяне делали нечто подобное! Позже серии «духовных» комиксов, рассказывающих истории из Библии, стали популярны среди малограмотных слоев населения в XVI–XVII веках в Европе. С XVIII века развлекательные прообразы комиксов выпускались по всему миру. Россия в этом смысле не отставала и породила жанр лубочных картинок.

Но настоящим «годом рождения» комикса считается 1892 год, когда в журнале «The San Francisco Examiner» вышел первый американский комикс «Медвежата и тигр».

Фото: Walter Cicchetti | Shutterstock | Fotodom

Именно из-за комиксов скандальная пресса называется желтой

Комиксы бурно развивались именно в США, потому что их активно использовали в своих изданиях два враждующих медиамагната — Уильям Рендолф Херст и Джозеф Пулитцер.

Одним из самых видных рисовальщиков империи Пулитцера был Ричард Фелтон Аутколт. В 1895 году он создал для «New York World» комикс с продолжением, который назывался «Аллея Хогана». Одним из его персонажей был мальчик в безразмерной желтой ночной рубашке, расписанной слоганами. Изначально его звали Мики Дьюган, но в историю этот герой вошел, как Желтый малыш. Персонаж так полюбился публике, что оригинал названия истории все не считали нужным помнить и называли эти комиксы «про Желтого малыша».

В 1898 году конкуренты переманили Аутколта в херстовский «New York Journal», и там он продолжил выпускать «Аллею Хогана». Читатели прозвали журналы, где выходили комиксы про Желтого малыша, «желтыми», а позже этот термин стали применять к любым изданиям, которые не брезговали слухами, громкими заголовками и ленились проверять факты.

Супермен технически не первый супергерой

«Классического» Супермена придумали в 1938 году. Но в 1931 году в США начали выпускать комиксы о герое по имени Тень. Он боролся с преступностью, скрывался в тенях и ловко прятался. Однако появление Супермена создало канон супергероя: он скрывает свою личность, в «супергеройской» ипостаси носит яркий и узнаваемый костюм, обладает сверхспособностями, но при этом не является богом или полубогом.

Фото: Octavio Parra | Shutterstock | Fotodom

Супермена пришлось переизобретать

В 1932 году Джерри Сигел и Джо Шустер придумали историю о бродяге, который соглашается на участие в сомнительном эксперименте, в результате чего получает суперсилы и пытается поработить мир. Их рассказ назывался «The Reign of the Superman». Но публике он не понравился, поэтому авторы переосмыслили концепцию и сделали Супермена борцом за все хорошее против всего плохого.

Также на заре своей туманной юности Супермен не летал, а прыгал с крыши на крышу. Он уже тогда был сверхсильным героем, но бессердечной гравитации все же был подвластен. Когда в 1941 году решили снимать первый мультсериал по этому комиксу, художники-мультипликаторы попросили изменить способности героя, потому что они задолбались бы отрисовывать положение ног при каждом прыжке. Вот из-за такой прозы жизни мы и получили летающего Супермена.

Почему трусы надеты поверх трико

Сейчас старомодный дизайн с бельишком наружу ужасно смешит публику. Но в 30-х и 40-х годах эта концепция была понятна и близка читателям комиксов. Дело в том, что в те времена цирк все еще был одним из самых популярных развлечений. Цирковые атлеты надевали поверх трико трусы, чтобы таз казался более широким и мощным. Человек в белье поверх облегающего костюма воспринимался в те времена не как смешной, а как сильный. Плюс трусы делали костюм супергероя более ярким и динамичным. А еще свою роль играло качество печати — оно на заре любви к комиксам было невысоким, и цветовой акцент в районе таза помогал читателям визуально отделить ноги героя от его от туловища.

Человек, придумавший полиграф, придумал и Чудо-женщину

Психолог Уильям Марстон в 1940 году дал интервью для журнала Family Circle. Уже известный изобретением «детектора лжи», в том интервью Марстон сетовал на нераскрытый образовательный потенциал комиксов.

Фото: Walter Cicchetti | Shutterstock | Fotodom

Марк Гейнс, сооснователь All-American Publications (вскоре эта компания объединится с National Periodicals и станет знаменитой DC) решил нанять Уильяма Марстона в качестве консультанта по вопросам образования. Тот загорелся идеей придумать собственного, более интеллектуального супергероя, но решил, что новый персонаж должен обязательно быть женского пола. Вдохновлялся он образами своей жены Элизабет и партнерши Олив Бирн. В оружии Чудо-женщины («Лассо истины») трудно не узнать полиграф. В 1941 году вышел первый комикс с женщиной-супергероиней.

Самый дорогой комикс — это первый комикс о Супермене

В апреле 2024 года один из девяти отлично сохранившихся экземпляров Action Comics #1 был продан на аукционе Heritage Auctions за рекордные шесть миллионов долларов. Это первый комикс о Супермене, который в свое время продавался по 10 центов за штуку. Из-за плохого качества бумаги и печати, а также небрежного отношения первых покупателей, в мире осталось крайне мало пристойно сохранившихся выпусков. А отлично сохранившихся, как мы уже говорили, всего девять.

Плохое качество цветопередачи подарило нам зеленого Халка

Великий Стэн Ли придумал Халка серым, потому что хотел, чтобы персонаж ассоциировался с чудовищем Франкенштейна. Но полиграфия подкачала, поэтому на некоторых страницах Халк оказывался зеленым. Этот «косяк» Стэну Ли даже понравился, он придумал для зеленого и серого Халков разные характеры и способности, но потом решил не мучить художников и оставил только один вариант — зелененький.

Фото: Walter Cicchetti | Shutterstock | Fotodom

Молот Тора тяжелый, но не очень

Фанаты давно пытались понять, сколько может весить молот Тора из комиксов Marvel. Ответ на этот вопрос прямо дало само издательство, когда выпустило обменную карту «Молот Тора» в 1991 году. В ней указано, что Мьельнир весит… 19,2 килограмма! Его невозможно поднять не потому, что он очень тяжелый, а потому, что он покоряется лишь достойному. Если бы не это качество, то утащить его мог бы буквально любой взрослый человек.

Кровь, прах и краска

Для привлечения внимания к выпуску комиксов о группе KISS, компания Marvel добавила в краску кровь музыкантов. У участников группы взяли кровь, а потом в присутствию юриста добавили ее в красную краску, о чем составили соответствующий договор с подписями и печатями. На дворе стоял 1977 год, так что история получилась скандальной.

Художник, писатель и автор комиксов Марк Грюнвальд пошел еще дальше — он захотел остаться со своими читателями навсегда. Когда он умирал от сердечного приступа в 1996 году, его последней волей стала кремация и последующее добавление его праха в чернила для выпуска комиксов. Близкие и издательство Marvel исполнили эту причудливую просьбу. Необычные чернила пошли на переиздание серии «Squadron Supreme».