«Умеет читать и писать, но в первый класс я ее не поведу»: почему я не спешу отдавать ребенка в школу?

Размышления Иры Зезюлиной, мамы пока еще не первоклассницы.

Иллюстрация Лизы Стрельцовой

За праздничным столом возникла театральная пауза. Бабушка схватилась за сердце, дед молча выпил, внучка старалась жевать чипсы максимально тихо.

— Как в школу не пойдете?

— В этом году не пойдем, рано еще.

— Какое рано? Шесть лет ребенку! Перерастет, потом поздно будет!


«Потом поздно будет» — кажется, сакраментальная фраза, преследующая не одно поколение.


Не отучишь от груди, потом поздно будет, не приучишь к горшку в год — потом поздно будет, не научишь читать — ну, вы поняли.

Правда, в итоге оказывается, что никогда не поздно, и у каждого ребенка свои темпы. Но родительские нервы, потраченные на выполнение поставленных непонятно кем сроков, потрачены, да и дети от бесконечных дедлайнов через тридцать лет сидят в терапии. Или не сидят, потому что из-за постоянного родительского «надо» совершенно не умеют понимать себя и свои чувства.

Мы в большинстве своем выросли в вечной гонке без финиша, и многие так привыкли бояться этого «потом поздно будет», что все еще продолжают бежать, вовлекая в это своих детей.

Интересное по теме

Спасибо, мы сами разберемся: 5 видов советов, в которых начинающие родители на самом деле не нуждаются

Я тут размышляла, почему для моих родителей (и многих людей, особенно старшего поколения) так важно спешить с детьми. С всякими физическими необходимостями, допустим, понятно — отсутствие подгузников и стиральных машин очень хорошо стимулировало поскорее научить ребенка пользоваться горшком. Но раннее обучение письму, чтению, «Мцыри» в три года на табуретке и вот это вот все, на мой взгляд, можно аргументировать простым советским «быть не хуже других».


Быть не хуже других, не выделяться, быть частью общества хорошо воспитанных, образованных людей, которые всегда заботятся о том, что о них подумают ЛЮДИ.


Звучит даже неплохо, не считая того, что все это может идти вразрез с потребностями, особенностями и желаниями ребенка.

Как хорошо, что сейчас об этом стали говорить чаще и все меньше детей учатся чему-то не потому, что «надо», а потому что готовы.

Каждый родитель сам находит аргументы, в каком возрасте лучше отправлять ребенка в школу. Я расскажу, почему против того, чтобы моя шестилетняя дочь шла в школу в этом году.

Психологическая готовность

Научиться выводить буквы и соединять их в слова может даже обезьяна (кстати, это цитата моей первой учительницы, когда эти самые слова выводить красиво у меня не получалось). Но уметь правильно реагировать на критику, понимать и принимать правила, уметь слушать, выстраивать социальные связи, не бояться ошибаться — это все важная часть обучения. Такие навыки не всегда формируются к шести годам, иногда даже не к семи. Да что уж говорить, и в тридцать не каждому дано.

Приведу пример из жизни девочки, которую отдали в школу, как только ей исполнилось шесть. Пусть ее имя останется инкогнито, скажу только, что оно начинается на «и» и заканчивается на «ра».


Да, я умела читать и писать уже в пять лет. Ну как читать, произносить слова, соединенные буквами, и даже довольно быстро. Понимать смысл, пересказывать прочитанное я не умела, потому что мозг до этого еще не дозрел.


В школе он со временем дозрел, но пока это не случилось, я научилась тупо заучивать наизусть прочитанное, даже не понимая сути.

В дальнейшем это сильно мешало мне разбираться в предмете. Даже в университете мне было проще заучить наизусть пятьдесят страниц экономической теории Адама Смита, чем рассказать своими словами. Думаю, если бы родители не поспешили, умение читать не просто буквы, но и смыслы пришло бы до школы, а значит, учиться мне было бы гораздо легче.

Интересное по теме

«Не лезь. Жди. Предлагай». Концепция обучения ребенка чтению от очень ленивой мамы

Физическая готовность

Википедия говорит, что физическая готовность — это необходимая степень развития двигательных навыков и качеств ребенка, физическая и умственная работоспособность. Иными словами, дозрело ли тело и мозг ребенка до того, чтобы учиться. Потому что, чтобы держать ручку, долго сидеть прямо и делать бумажные пульки для плевания в сверстников через ручку, нужно дозреть телом и головой. В шесть лет тело не всегда готово. Да, даже если оно носит 33 размер обуви!

Быть младшим, значит, подчиняться

Моя дочь самая младшая в группе и часто переживает из-за этого. Это обычная история для среднестатистического детского коллектива, где любой разговор начинается с фразы «А сколько тебе лет?». Детям важно быть постарше, потому что, в их понимании, кто старше, тот и главнее.

Конечно, можно постоянно проговаривать, что это не так, что возраст — это просто цифра и ничего не решает, но если хочется сделать первые годы ребенка в школе максимально комфортными, то почему бы не отодвинуть ее на один-два года? Пусть ребенок с этими знаниями будет чуть постарше. Это придаст уверенности, которой частенько может не хватать.

Мне так удобно

Ленивая мать вошла в чат, можете начинать плевать в спину. Но согласитесь, в саду ребенок находится целый день, в школе — только полдня, а значит, кому-то в семье (не хочу указывать пальцем, но ее имя начинается на «И») придется перестраивать свой график, менять привычки и подгонять рабочие задачи под школьное время. Черт, я даже написала, а мне уже не по себе. Так что, если можно это отложить на год, то почему бы и нет?

В целом все мои доводы можно свести к одному простому «хочу, чтобы всем было хорошо, а чтобы нехорошо не было». Но я уверена, что адепты раннего образования тоже этого хотят. Тогда чем руководствуются они?

Потом поздно будет

Знаете классическое «детский мозг все впитывает, как губка»? Почему-то многие думают, что это явление конечно. То есть до какого-то возраста он впитывает, а потом все, флешка переполнена. Доля правды в этом есть. Маленькие дети действительно способны впитывать тонны информации, но это не значит, что они готовы к школе.

Что важнее: умение считать до ста или навык спокойно, сидеть за партой сорок минут? В моменте кажется, что считать до ста куда более необходимое умение, но чтобы научиться эти числа складывать, отнимать и делить в столбик, важно уметь концентрироваться и не отвлекаться на каждую пролетающую за окном муху.

И тут мы возвращаемся к психологической и физической готовности к школе. Можно быть очень знающим четырехлеткой, но в школе эти знания оказываются вторичны.

Так что лучше поздно, чем рано.

Интересное по теме

«Игра — это лучшее, чем может заняться ваш ребенок». Людмила Петрановская объяснила, почему игры полезнее, чем уроки

Перерастет желание учиться

Есть такое мнение, что если пересидеть в саду лишний год, то ребенок может потерять желание учиться. Как будто детское врожденное любопытство — это одежда, перерос и все, больше не налезает.

На самом деле желание учиться зависит от атмосферы в школе, от педагога, от поддержки родных, но точно не от возраста. Кажется, в современном мире вот эта установка, что нужно отучиться, получить образование, а потом работать по профессии, уже изрядно устарела. Мы учимся всю жизнь, перерасти желание учиться невозможно. Можно просто не хотеть. Но это от цифр в паспорте не зависит.

Будет самым крупным в классе

Почему-то для многих это тоже аргумент. Но тут многое определяется генами. Моя дочь, вероятно, будет выше сверстников, но не потому, что старше, а потому что ее мама почти пятнадцать лет назад нашла высокого парня, который очень смешно шутил. Такие дела. Остается перестать уже оценивать детские тела и акцентировать внимание на особенностях других людей. Мы все разные, и это классно.

Моя дочь умеет читать и писать, а еще складывать язык трубочкой и профессионально играть на моих нервах. Что ж, это не значит, что она готова к школе. Даже в следующем году это нельзя гарантировать. Я абсолютно уверена, что старт школьного образования лучше по возможности отсрочить, потому что научиться математике и русскому можно в любом возрасте, а вот вернуть потраченное на сидение за партой детство, увы, не получится.