Проявления детской тревоги и стресса — это симптомы, в связи с которыми позиция «он это перерастет и все пройдет само» может быть опасна. Множество клинических исследований показывают, что для определенных этапов взросления характерны конкретные тревоги и страхи; если ребенок получает необходимую поддержку со стороны близких взрослых, он учится справляться с различными источниками беспокойства. Если же симптомы тревоги остаются незамеченными, ситуация, вероятно, будет только ухудшаться. Само оно не пройдет — нужно разбираться, в чем причина.
Главный источник тревоги и страха для ребенка в первые годы жизни — разделение с родителями. Младенцы могут впадать в сильную тревогу, даже находясь около родителей, но не имея возможности ощутить с ними полный физический контакт, например, во время прогулки в коляске.
Дети постарше тоже переживают разделение с родителями по-разному, в зависимости от своей индивидуальной чувствительности и потребностей. Поэтому психологи не рекомендуют использовать в качестве педагогического метода угрозу разделением («Сейчас уйду и оставлю тебя здесь!») и наказание изоляцией («Иди в детскую и подумай о своем поведении») — это удар по самому уязвимому месту в детской психике.
Любые незнакомые ситуации и дополнительные внешние раздражители усиливают беспокойство в геометрической прогрессии: непривычная обстановка, громкие или необычные звуки, большое открытое пространство, чужие люди вокруг — любой из этих дополнительных факторов может надолго вывести высокочувствительного ребенка из состояния равновесия.
Разумеется, испытывая тревогу, малыш еще больше стремится защитить себя от риска разделения — поэтому он демонстрирует острую потребность в близости, липнет к родителям, не слезает с рук, начинает «истерить», привлекая к себе внимание в попытках ощутить близость и безопасность.
Однако помимо ситуативного беспокойства, с которым ребенок сталкивается время от времени, дети с особо чувствительной нервной системой могут испытывать тревогу и страх практически постоянно. Клинический психолог-консультант Дебора Макнамара в книге «Покой, игра развитие» указывает, что признаки повышенной тревожности могут включать как физические проявления — тошноту, головные боли, боли в животе, — так и различные изменения в реакциях и поведении у детей с самого раннего возраста.
Ребенок, который уверенно ходит, внезапно снова начинает ползать. Привыкший сам есть ложкой — выплевывает еду и стремится часами висеть на груди. «Тревожное состояние у детей часто выражается в регрессе — отмечает социопсихолог Кэти Хёрли. — Например, давно умеющий пользоваться горшком ребенок может внезапно начать писаться по ночам». Откат в развитии объясняется тем, что в тревожном состоянии малыш стремится вновь стать маленьким, чтобы обеспечить себе максимальный контакт с родителями, физическую близость и защиту.
Навязчивое сосание пальцев после года
А также другое схожее поведение во время бодрствования или во сне: покусывание краешка подушки или одежды, посасывание пряди собственных волос, кусание ногтей. Важно понять, где проходит граница между нормой и поводом для пристального внимания. Само по себе сосание пальцев у младенцев первого года жизни тревожным симптомом не является. Специалисты Mayo Clinic считают его абсолютной нормой как минимум в первые полгода жизни ребенка или дольше. Однако закрепление подобного поведения у ребенка старше одного года это повод проанализировать, что именно может вызвать беспокойство. Впрочем, многие педиатры считают, что сосание пальца после года — это проявление потребности в ненутритивном сосании, не связанное со стрессом. Анна Левадная писала в своем блоге, что длительным сосанием пальца можно считать то, которое продолжается после полутора-двух лет.
Абсолютное большинство тревожных детей испытывают сложности с успокоением и отходом ко сну. Это связано с тем, что во время бодрствования ребенок находится в излишнем напряжении, которое внешне может выглядеть как вполне «позитивное» состояние: малыш очень активно двигается, постоянно издает множество звуков, не может сосредоточиться ни на какой активности и беспрерывно переключается с одного занятия на другое. Он не демонстрирует привычных и понятных взрослым признаков усталости; младенец не зевает, не трёт глаза, не тянется к родителям — вместо этого от накопленного напряжения и усталости он входит в штопор и не может заснуть часами. «Перегулы» в первый год случаются время от времени со всеми детьми, однако если ребенок ежедневно отходит ко сну с истерикой и радикально не вписывается в возрастные нормы сна и бодрствования, ситуацию стоит обсудить с педиатром.
Ежедневные приступы непрекращающегося плача продолжительностью более 45 минут — «красный флаг», указывающий на то что ребенок пребывает в стрессе, говорит Кэти Хёрли. Особенно если затяжной плач, по мнению родителей, случается «на пустом месте», то есть когда ваш ребенок не голоден, не устал и не перевозбужден из-за внешних раздражителей вроде окружающего шума, людного или слишком большого пространства. Разумеется, речь идет о детях в возрасте старше шести месяцев, когда младенческие колики остаются позади.
Дебора Макнамара называет еще один признак глубокой тревоги у малышей: это «выпадение из реальности», то есть неспособность ребенка включиться во взаимодействие с близкими взрослыми или внезапное молчание. Оцепенение, замирание и онемение в буквальном смысле слова (когда бодрствующий ребенок не реагирует на сигналы взрослых и не издает никаких ответных звуков) — рефлекторная реакция на тяжелейший стресс, поэтому, если вы замечаете что-то подобное у ребенка, лучше не откладывать консультацию с педиатром и детским психологом.
Еще один симптом, который сложно не заметить и не стоит игнорировать. Помимо ряда медицинских состояний, требующих повышенного внимания, постоянно напряженное тело малыша может свидетельствовать о том, что он переживает глубокую тревогу уже длительное время. Когда дело доходит до явных физических проявлений, таких как судороги, спазмы, тики, ребенку и родителям нужна профессиональная помощь и терапия.
Переходный объект — любой предмет, который для ребенка становится «тотемом», в каком-то смысле заменяя родителя и создавая ощущение безопасности. Это может быть игрушка или просто какая-то бытовая вещь, вроде одеялка или пустышки. При этом речь идет не о любимой игрушке, с которой малыш регулярно с удовольствием взаимодействует, сохраняя при этом способность переключиться на другие занятия, и не о привычках к определенным последовательностям (например, всегда пить из бутылочки перед сном), а о зависимости от предмета. Стоит насторожиться, если ребенок отказывается выпускать конкретную вещь из рук, куда бы вы ни шли, если он пугается, когда теряет его из вида, и не может успокоиться, пока не получит обратно.
Негибкость и отказ от сотрудничества — явный признак того, что ребенок испытывает стресс. Рутина, ритуалы и предсказуемость важны для всех малышей, но для тревожного ребенка они ОЧЕНЬ важны, указывает детский психолог Наташа Дэниэлс. Любой отход от привычной и знакомой схемы моментально выбивает почву из-под ног беспокойного ребенка и провоцирует как минимум яростный протест, а как максимум — истерику. Дети с крайними проявлениями тревожности не могут выносить никакого изменения обычных ритуалов: им обязательно нужно пользоваться одной и той же посудой, надевать ту же самую одежду, пожелать спокойной ночи абсолютно всем игрушкам в одном и том же порядке и так далее. Возможность выходить за рамки привычных схем появляется по мере взросления, если ребенок чувствует себя в безопасности и покое. Если же он испытывает тревогу и стресс, то изменения будут, скорее, восприниматься как потенциально опасные. В результате малыш будет яростно протестовать против них и требовать возврата к привычным ритуалам.