Вирджиния Апгар родилась 7 июня 1909 года в семье ученого и изобретателя. Она с детства проявляла интерес к науке и медицине, а потому, когда пришло время определиться с карьерой, у Вирджинии не было сомнений — она поступила в колледж по специальности «зоология». Еще в школе ее друзья отмечали, что ей с трудом давалось домоводство и готовка, однако она всегда преуспевала в естественных науках.
В 1929 году Апгар продолжила учиться на педиатра и хирурга, и стала одной из девяти женщин на курсе из девяноста человек. В 1949 Вирджиния стала первой профессоркой в Университете Колумбии, а в 1952 разработала свою шкалу, которая до сих пор используется неонатологами по всему миру.
Апгар усердно трудилась над созданием своей шкалы — к 1950 году она посетила более 17 тысяч родов, чтобы изучить распространенные родовые дефекты и их проявления.
Очевидно, что свое название шкала Апгар получила благодаря своей создательнице, однако есть у нее и второй смысл — каждая буква слова «Апгар» означает определенный признак, на который необходимо обратить внимание после рождения ребенка (кстати, придумала такую расшифровку не сама Вирджиния, а педиатр Йозеф Буттерфилд в 1963 году).
Буква А означает appearance — то есть, внешний вид и цвет кожных покровов. Буква P — pulse (пульс и частота сердечных сокращений ребенка). G означает grimace — выражение лица, гримасу, которая возникает в ответ на раздражение. Вторая А — это activity, то есть, двигательная активность и мышечный тонус ребенка. R расшифровывается как respiration — дыхательные движения.
Что любопытно, аналогичная расшифровка встречается и в некоторых других языках: например, в немецком и испанском.
Каждый из показателей шкалы измеряется определенным количеством баллов — от нуля до двух, где ноль означает отсутствие перечисленных признаков (бледность кожных покровов, отсутствие дыхания, пульса и т.д.), а два — розовую окраску всего тела, громкие крики, активные движения и пульс чаще ста ударов в минуту.
Оценивать ребенка по шкале Апгар необходимо дважды: в первую минуту после рождения и спустя пять минут после этого (отсюда и двойная оценка, которую записывают в медицинской карте ребенка, например, 8/9). Если первые показатели были низкими, то возможна повторная оценка спустя десять минут после рождения.
Баллы менее трех означают критическое состояние новорожденного, ребенок с оценкой пять требует пристального внимания врачей, семь и больше свидетельствуют о хорошем (нормальном) состоянии ребенка. Если на первой минуте ребенок получил 5-6 баллов, а через пять минут его показатели улучшились до 7-10 считается, что с ним все в порядке. Идеальные показатели 10/10 встречаются крайне редко.
Как правило, более низкие показатели по шкале Апгар встречаются у детей, рожденных посредством кесарева сечения, после сложной беременности или родов, или раньше срока. Важно помнить, что оценка по шкале Апгар не является исчерпывающим показателем здоровья ребенка, его развития и будущих особенностей — она создана лишь для того, чтобы на первых минутах жизни младенца определить, нужна ли ему неотложная медицинская помощь.
Вирджиния Апгар до самой смерти продолжала работать в Пресвитерианской больнице Нью-Йорка и в должности главы Национального фонда врожденных пороков. Друзья и близкие говорили, что она была неутомимым человеком с множеством интересов: играла на скрипке и виолончели, рыбачила, коллекционировала марки, а после пятидесяти лет начала учиться управлять самолетом. Кроме того, все, кто работал с Апгар, отмечали ее профессионализм, самоотверженность, компетентность и острый ум.