С одной стороны, родителей, которые в это время хотят побыть в тишине (или провести рабочее совещание по Зуму), вполне можно понять. С другой стороны, вот это громкое, отчаянное, неукротимое бесилово — это тоже важная часть жизни вашего ребенка, которая помогает ему развиваться (и в которой родителям, кстати, тоже стоит принимать участие).
Врач и отец троих дочерей Энтони ДеБенедет написал на эту тему целую книгу: «Искусство буйных игр: старое доброе бесилово, и почему оно необходимо каждому ребенку». В своей книге он разделил полезные стороны «хождения на головах» на две категории: пользу для развития интеллекта и пользу для укрепления отношений внутри семьи. Вот, смотрите, что он рассказывает об этих категориях (далее — перевод текста ДеБенедета с небольшими сокращениями).
Умственные способности и уровень IQ — это, по сути, память и умение решать проблемы. Дети достигают наивысшей степени умственного развития в возрасте восьми-десяти лет. Это когда развитие их нейронных связей и нейронных путей (при помощи которых разные части мозга разговаривают друг с другом) приводит к появлению абстрактного мышления.
Абстрактное мышление позволяет подходить к решению проблемы, опираясь на свой предыдущий опыт, но при этом быть открытым к новым способам и не зацикливаться на прошлом опыте, если он в данной ситуации неактуален. Важную роль в этом процессе играет специальный белок — нейротрофический фактор мозга (его обозначают аббревиатурой BDNF), который работает в качестве подкормки для растущего детского мозга. Активнее всего он синтезируется во время физической активности, и особенно — физической активности с участием другого человека, например, взрослого.
Этот белок считается одним из трех ключевых компонентов, влияющих на развитие мозга, и его производству лучше всего помогают буйные игры. В семидесятые и восьмидесятые годы прошлого века проводилось много исследований, которые доказали, что лучшим способом предсказать, будет ли ребенок успешен в школе, являются не результаты тестов и оценки, а то, как часто и в какой роли ребенок участвовал в буйных играх дома.
Понятие эмоционального интеллекта можно разделить на две части: умение распознавать свои эмоции и способность понимать эмоции других людей. И «бесилово» здесь является уникальным занятием. В нем используется много языка тела и невербальной коммуникации. Если вы беситесь со своими детьми, они учатся считывать ваши эмоции, распознавать выражения вашего лица и понимать, когда игра стала слишком агрессивной или начала переходить границы комфорта. Они учатся чувствовать, когда вам весело, а когда вам больно. Эти навыки чтения эмоций других людей пригодятся им в дальнейшем.
Важно, чтобы ваши буйные игры развивались по естественному сценарию: в них должен быть период «разогрева» и период «охлаждения». Период «охлаждения» нередко оказывается слишком коротким. Когда интенсивность достигает максимальных значений, большинство взрослых говорят: «Ну, это уже слишком, хватит». Но когда дети достигли высокого уровня эмоционального напряжения, и им внезапно говорят остановиться, они не знают, что с этим делать — и это плохо сказывается на их развитии. Так что если вам кажется, что напряжение слишком сильное, найдите способ «остыть» постепенно.
Мы хотим, чтобы наши дети понимали, когда их эмоции стали слишком сильными, и научились их выравнивать. Когда буйные игры проходят по естественному сценарию, мы учим детей планомерному и постепенному успокоению, что пригодится им во взрослой жизни.
Под социальным интеллектом мы понимаем умение различать ситуации, когда важно быть лидером, а когда важно следовать за лидером. Мы часто говорим о том, как важно воспитывать лидеров, но мне кажется, что нам надо учить детей быть в обеих ролях — знать, как быть лидером там, где необходимы их навыки, и знать, когда быть последователем, когда команде не хватает участников.
Буйные игры прекрасно подходят для отработки этих навыков, потому что в здоровом «бесилове» более сильный участник умышленно поддается, чтобы сделать игру интереснее и веселее. Игроки постоянно меняются ролями, и никогда не бывает такого, чтобы кто-то один постоянно был лидером. Взрослый или старший ребенок участвует в игре не в полную силу, и другие дети видят это и понимают, что именно это делает ее увлекательной. Так и появляются зачатки социального интеллекта.
Вишенкой на торте буйных игр является то, что они помогают укрепить отношения внутри семьи. Гормон окситоцин — гормон любви и доверия — играет очень важную роль в поддержании связи с другими людьми. Когда мы кого-то крепко обнимаем, окситоцин начинает выделяться в мозгу всех участников взаимодействия. Иногда для выработки окситоцина достаточно всего лишь рукопожатия. И когда вы валяетесь и дурачитесь, постоянно передавая лидерство друг другу, окситоцин тоже выделяется. Это полезно для мальчиков, потому что мы учим их тому, что бывают другие физические контакты кроме насилия и секса. Мы учим их радостному, игровому физическому контакту. А девочки учатся отстаивать свои границы, потому что в процессе буйных игр может возникнуть необходимость озвучить свои потребности или пресечь нежелательные действия.
Бывает бесилово, которое вы сразу узнаете: подушечные бои, валяния на земле, шуточные драки. Наибольшей популярностью такие игры пользуются в период с двух до шести лет. По мере взросления детей буйные игры сильно меняются и превращаются скорее в физические испытания — почти как в «Последнем герое». Вы будете пытаться пройти по поребрику или перепрыгнуть через скамейку или что-нибудь вроде того.
Настройтесь на ребенка. Если он сидит и спокойно играет с игрушками, не надо внезапно врываться в процесс. Вместо этого начинайте беситься постепенно. Вспомните о естественном ходе вещей и начинайте с «разогрева», прежде чем перейти к настоящему бешенству.
Буйные игры легко могут перерасти в насилие. Здесь важнее всего следить за зрительным контактом. Если вы больше не можете поддерживать с ребенком зрительный контакт, значит, игра начала выходить из-под контроля. Вам важно перенаправить внимание ребенка и предложить посмотреть вам в глаза: «Эй, где мои глаза? Видишь их?». Ребенка это повеселит и напомнит ему о том, что вы веселитесь, а не соперничаете на самом деле.
Если вы вместе с детьми прыгаете на батуте — разуйтесь и включитесь в процесс полностью. Детям очень важно хотя бы немного видеть вас такими — расслабленными и полностью захваченными чем-то. Дурачьтесь и падайте. Когда не знаете, что делать — просто падайте. Детям важно видеть вашу уязвимость. Они хотят видеть, что вы тоже иногда падаете и не знаете, как правильно поступить.
Одна и та же шутка надоедает детям намного позже, чем вам. Поэтому продолжайте. Если они смеются и думают, что то, что вы делаете — уморительно, нет необходимости ничего менять. Просто повторяйте это как заезженная пластинка.
Многим детям в возрасте до пяти лет поражения даются непросто, так что взрослым лучше отказаться от конкуренции. В буйных играх невозможно выиграть. Однажды ваши дети скажут вам, когда они будут готовы к соревнованию. «Мам, а ты старалась изо всех сил?», и вы можете ответить: «А ты бы хотел, чтобы я старалась изо всех сил?», и если ребенок согласится, это значит, что, возможно, он готов к поражению.
Предупрежден — значит вооружен. Убедитесь, что вы беситесь в безопасном месте. Хотя на самом деле травмы случаются не так и часто. По данным сотрудников скорой помощи, большинство детских травм, скорее всего, связаны с попытками детей получить на детских площадках ту физическую активность, которой им не хватает дома. Эти дети не могут беситься дома и плохо знают, как управлять своим телом, а потому они начинают беситься на площадках, что приводит к травмам.
Надеемся, все это убедило вас немедленно схватиться за подушку или покрывало и немного «походить на головах» вместе с детьми. Кстати, старое доброе бесилово помогает и взрослым — сбросить стресс, накопленный за день, расслабиться и почувствовать себя хорошим родителем — бой подушками или прыжки на диван, оказывается, тоже можно считать развивашками — красота.