Время от времени наши читатели присылают нам вопросы, связанные с религией и детьми: как объяснить родным, что мы не хотим крестить ребенка; что делать, если предложили стать крестными, а мы ничего про это не знаем; можно ли крестить ребенка, но самим оставаться атеистами — и так далее. Многих в принципе волнует вопрос отсутствия веры и общения с родными. Особенно это становится актуальным в праздники, вот как в прошедшую Пасху, например. Лена Аверьянова рассказывает, как вопросы атеизма и веры решаются в ее семье.
Наш ребенок родился в семье атеистов. И если до появления дочери на свет никому (в общем и целом) не было до этого дела, то ее рождение запустило цепочку реакций, к которой мы не совсем были готовы. Оказалось, что все вокруг хотят, чтобы младенец был срочно обращен в православие — просто потому, что кто-то от этого будет крепче спать.
Громче всех, конечно, кричали родственники. Поначалу они едва ли не каждый день спрашивали, когда же мы наконец отнесем малышку в церковь, но потом натиск ослаб, и их стало хватать только на довольно жуткие шутки про то, что, мол, приедете летом погостить, и мы ее сами тайком покрестим. Ничего так шуточки, да?
Я знаю, что тысячи российских (да и не только) неверующих или просто невоцерковленных семей с маленькими детьми ежедневно сталкиваются с подобными высказываниями и не знают, что отвечать.
За время своего родительства я научилась спокойно реагировать на всякие религиозные выпады и вот теперь решила суммировать полученный опыт в некие тезисы, которые, я надеюсь, смогут помочь и другим родителям-атеистам отстоять свою точку зрения.
Интересное по теме
Родительское буллшит-бинго: 21 до боли знакомая ситуация
Ну да, иногда кажется, что нет и что многие про это уже забыли, но свобода вероисповедания гарантирована нам Конституцией. Посему: моя семья не обязана соответствовать чьим-то религиозным ожиданиям.
Я ношу джинсы, не крашу яйца на Пасху, работаю по субботам, ем свинину — и это не вписывается в чьи-то представления о благочестии. Ну и пожалуйста, ради — простите за каламбур — бога! Но закона о том, что я обязана дать своему ребенку религиозное воспитание и взрастить его в определенной вере, не существует. Религия — не налоги, так что не отдавая духовной дани ни одной из конфессий, моя семья ничего не нарушает.
Не могу сказать, что наши с мужем семьи такие уж религиозные. Праведных христиан в них точно нет. Скорее, все наши родственники поддерживают православие просто потому, что так принято. И потому что страшно не иметь Христа за пазухой. Так уж повелось.
Но следовать ритуалам просто потому, что мы боимся за физическое и духовное здоровье нашего ребенка — не наш метод. Да, как родители, мы, разумеется, волнуемся за ребенка, но наш атеистический разум подсказывает нам, что простым обращением ребенка в ту или иную веру страх не снимается.
У нас есть верующие и соблюдающие друзья из разных конфессий, и мы этому только рады. Тем более, что чем больше общаешься с верующими людьми, тем больше понимаешь, что мы от них не сильно отличаемся — мы тоже хотим, чтобы наш ребенок был здоров и счастлив и чтобы был мир во всем мире.
Просто они за это молятся, а мы нет. Это не мешает нам дружить, проводить вместе время — и даже поздравлять друг друга с праздниками, как светскими, так и религиозными. И конечно, мы рады, что наш ребенок видит мир во всем его многообразии и может познакомиться с разными точками зрения на его устройство.
Если вдруг кто забыл. И хотя бы поэтому мы не обязаны — тем более ради чьего-то спокойствия — крестить нашу дочь в православной церкви.
Ребенок растет с нами, мы его родители, но это не значит, что мы можем сделать за него такой деликатный выбор. Даже если мы сами вдруг ударимся в религию — совершенно неважно, какую, — это не значит, что мы будем заставлять нашу дочь примыкать к тому или иному вероисповеданию.
Если, конечно, мы не сойдем с ума и не начнем продавать мебель в пользу какой-нибудь секты — тут уж, конечно, нашей дочери придется поскорее от нас избавиться и сделать вид, что она нас не знает.
Нам правда кажется странным, что в младенчестве можно выбрать ребенку религию. Конечно, в большинстве случаев ее выбирают именно исходя из желания защитить ребенка, и мало кто думает о том, что потом этого малыша придется растить в соответствии с какими-то религиозными догмами и ритуалами.
Вот меня, например, как и многих позднесоветских детей, крестили, но никто не занимался моим религиозным просвещением и воспитанием. Более того, моя крестная (по совместительству — одна из моих бабушек) много лет со мной не общалась. Так что номинальное крещение — это мало того, что сделанный за ребенка выбор, так еще и невозможность/нежелание нести за него ответственность.
Интересное по теме
5 советов от незнакомцев, которые бесят родителей
Мне кажется, это нужно понять прежде всего тем, кого это вообще не касается, но кто почему-то очень хочет нам посоветовать выбрать ребенку вероисповедание. Я могу выбрать ребенку колготки, но уж вероисповеданием пусть он занимается самостоятельно, когда поймет, нужно ему это или нет.
Если мы не верим в бога, это не значит, что мы не можем обсудить с ребенком такие темы, как смерть или — вы не поверите — религия. Мы можем ответить на вопросы, исходя из тех знаний (а не представлений и принципов), которыми мы располагаем. И ничего ужасного от этого не случится.
Серьезно. Когда вы, дорогие религиозные люди, разрываете наши мессенджеры в пасхальное утро, мы же не пишем вам, чтобы вы прекратили. Но как только мы говорим, что не собираемся крестить ребенка, вы пучите на нас глаза так, будто бы мы совершили предательство. Не надо так. Наш ребенок ничем не хуже крещенного.
Не могу представить себе ситуацию, в которой я прихожу к своей верующей подруге и говорю: «Ну зачем же вы крестили ребенка? С ума сошли, что ли? Ну как же он будет жить? Ведь всю жизнь носить этот крестик! Нет, дорогая, тебе срочно нужно раскрестить его обратно и провозгласить атеистом». Абсурд же.
Правда, спасибо, все в порядке. Нас не надо обращать в веру, мы не нуждаемся в спасении прямо сейчас и с нами не надо вести душеспасительных бесед. И не надо дарить нашему ребенку иконки у нас за спиной (а также сообщать ему, что мама с папой просто пока недостаточно духовно созрели до того, чтобы верить), будьте так любезны.
У нас совершенно обычная семья. Мы любим своего ребенка, заботимся о его здоровье, ходим с ним гулять, укладываем спать и даже моем! И объясняем, что есть плохие поступки, а есть хорошие, что есть разные ситуации, есть разные люди, есть разные опасности и разные радости.
Я верю в то, что в неверующей семье ребенок вырастет точно таким же эмпатичным, открытым и понимающим, как и в религиозной — это зависит только от усилий, которые мы вкладываем в воспитание. И разница между этими детьми будет такая же, как между ребенком, рожденным естественным путем, и ребенком, рожденным с помощью кесарева сечения — никакая.