В идеале шесть стадий привязанности развиваются на протяжении первых шести-семи лет жизни. Они следующие: на уровне ощущений, на уровне похожести, на уровне принадлежности, на уровне значимости, на уровне любви и на уровне познанности. Что это значит и как помочь им развиться?
Развивается с самого рождения, поскольку новорожденные не могут выжить без физического контакта со взрослыми. Им важно слышать их голос, чувствовать их запах, видеть их и прикасаться к ним. Это база, основа для дальнейшего развития. Напитывание на этом уровне будет происходить через физический контакт. Важно брать на руки, обнимать, целовать, чаще говорить, петь, читать, гладить, улыбаться. Можно делать легкий массаж, носить в слинге и спать вместе. Конечно, грудное вскармливание также способствует напитыванию.
Считается, что развивается с первого года. Вы увидите этот момент, когда ребенок начинает подражать вам: копирует интонации, манеры, повторяет различные действия. Очень важно поддержать его в таком поведении. Дети хотят быть похожими на своих значимых взрослых, так они чувствует себя к ним ближе. Помогите им в этом: говорите про ваши сходства (во внешности и характере), давайте мерить свою одежду, создайте фэмили-лук, делайте что-то вместе, подчеркивайте, что ребенок делает это так же, как вы. Если ребенок уже пошел в сад или просто остался без вас на какое-то время, оставьте ему свою вещь. Например, он может ходить в шапке, совсем как папа. Это поможет ему легче пережить разлуку.
В два-три года дети хотят не просто быть похожими на нас, они хотят принадлежать нам. Точно так же они привязываются к вещам. Все чаще они говорят – моя мама, мой папа, моя лопата, мой самокат, наша машина. Они могут не хотеть делиться, сильно ревновать. Собственничество развивается именно из этого уровня привязанности. Защищайте в них это чувство. Не призывайте делиться, будьте на его стороне, подчеркивайте, что он/она ваш сынок или ваша дочка. Чаще приглашайте ребенка к совместным действиям (или бездействию). Вместе играйте, валяйтесь, готовьте еду, убирайтесь, гуляйте.
На этом уровне, который развивается где-то с трех лет, дети очень хотят быть значимыми для нас. Они хотят, чтобы о них помнили, о них говорили, чтобы им дарили подарки и чтобы ими дорожили. Надо быть очень осторожными на этой стадии, поскольку ребенок начинается стараться, чтобы заслужить одобрение родителей. Но дети не должны его заслуживать. Поэтому как можно чаще говорите детям, как они вам дороги, как вы их любите, насколько они уникальны. Рассказывайте, что скучали без них, что вспоминали о них, дарите маленькие подарочки, оказывайте знаки внимания. В этом возрасте дети любят слушать о себе, как они были маленькие, как все радовались их рождению, кто и как увидел их первый раз. Можно пересматривать фото и видео, подчеркивая, как вы его любили в любом возрасте. Дети на этой стадии очень чувствительны к похвале и критике, поэтому важно следить за этими моментами. Не обесценивайте ребенка, будьте внимательны к его играм, действиям, переживаниям. Ребенок, который чувствует свою значимость, привяжется еще более глубоко на следующем уровне.
Даже если раньше ребенок повторял за вами: «Я люблю», по-настоящему это прочувствовать всем сердцем он сможет с четырех-пяти лет. Он сможет испытать сильную, эмоциональную любовь к своим близким людям. Кстати, в этом возрасте дети могут хотеть жениться или выйти замуж за своих родителей. И это не имеет никакого сексуального подтекста. Так они понимают любовь: хотят быть с теми, кого любят. Конечно, чувство любви окрыляет их и дает сильнейшую защиту при любом разделении, даже длительном. Говорите о любви, признавайтесь в любви. Дарите сердечки и открытки, делайте то, что позволит ребенку почувствовать эту любовь.
Самый глубокий уровень, к которому ребенок подойдет в возрасте пяти-шести лет. Ему важно ощущать эмоциональную близость с любимыми людьми, он доверяет им, он хочет, чтобы они его знали и понимали. Будучи на такой глубокой стадии, ребенок может чувствовать себя уязвимо, поэтому важно, чтобы привязанность была безопасной и он не боялся раскрыть свои чувства. Берегите их, будьте нежнее и ласковее, приглашайте к общению, проводите семейные душевные разговоры, храните секреты, не высмеивайте их. Сопереживайте и понимайте ребенка, демонстрируйте эмпатию. Ребенок в ответ будет так же бережно относиться к чувствам других. Делитесь и своими переживаниями, чувствами, своими сокровенными мечтами. Показывайте, что вы знаете своего ребенка: дарите его любимые вещи, готовьте любимые блюда, предлагайте сделать то, что он любит, и сами активно в этом участвуйте.
Парадокс привязанности в том, что чем она глубже, тем более самодостаточными и самостоятельными становятся наши дети. Поэтому не стоит бояться их к себе привязать. Без нашего участия этому не развиться. Исходите из ведущего уровня, чтобы дать больше заботы, поскольку такое напитывание сработает эффективнее всего. Но, конечно, не забывайте и про другие. Если вам предстоит расставание или что-то пошло не так в ваших отношениях, понимание развития и укрепления привязанности помогает перекрыть разделения и какие-то трудности. Это не должно быть приемами и стратегиями, это подлинное желание заботы. Дети расцветают, когда они напитаны любовью своих взрослых. Чем безопаснее привязанность, тем крепче дети стоят на ногах, тем больше силы и ресурса они найдут в самих себе в будущем.