Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его... так стоп, а где женщины? Рожали ведь они.
В Библии практически нет описания родов. Это неудивительно, книга писалась мужчинами и для мужчин. Даже рождение христианского спасителя описано довольно поверхностно: родила в пещере, спеленала, положила в ясли. А где долгие часы схваток? Крики боли? Были ли у Марии помощники?
И вообще, как рожали библейские женщины? Мы решили разобраться.
Вернемся к Марии и ее родам. Как писалось выше, о том, как рожала Мария, в канонических текстах написано мало. Чуть больше информации в Апокрифических источниках (отвергаемых церковью). Так в «Протоевангелии Иакова» рассказывается, что когда Мария почувствовала схватки, Иосиф пошел искать повитуху, но когда привел ее, Мария уже родила.
В Евангелии от псевдо-Матфея все еще интереснее: Иосиф привел к пещере двух повитух — Гелому и Саломею. Но, опять же, они опоздали — малыш родился. Саломея усомнилась в том, что Мария девственница и решила провести ручной гинекологический осмотр. Но как только она дотронулась до тела молодой матери, ее рука тут же иссохла.
Женщины, родившие ребенка вагинально, в этом месте должны зааплодировать! Потому что ручной осмотр после родов — это ад.
Конечно, женщина сразу все поняла и признала Марию девственницей, а ее сына спасителем мира (и руки ей вернули).
В некоторых текстах говорится, что Мария не чувствовала родовой боли, потому что ее ребенок был непорочно зачат.
Вообще, боль во время родов женщины — основополагающее правило в библейской культуре. Ева, которая вкусила запретный плод, была наказана богом: «Я мучительной сделаю беременность твою: в страдании ты будешь рожать детей» (Бытие 3:16).
Еще один пример безболезненных родов описан в Талмуде. Иохаведа, мать Моисея (та самая, которая спасла его, отправив младенцем в корзине по реке), тоже не испытывала боли во время беременностей и родов. Из этого делается вывод: праведные женщины освобождены от приговора, вынесенного Евой.
Так что если кто-то из ваших знакомых рассказывает, что рожать не больно, знайте — они святые (ну, или их не существует).
В библейские времена считалось, что родить мальчика труднее и болезненнее, чем девочку. Например, подобное сравнение можно найти в истории Рахили, жены Иакова: «Они покинули Вефиль и были уже недалеко от Ефрафы, когда Рахиль начала рожать, и роды были очень трудные. Она сильно мучилась, и женщина, принимавшая роды, сказала ей: „Не унывай, говорит, ты родишь сына; хотя и мучат тебя боли, но все-таки будешь иметь сына“». (Бытие 35:17). После родов Рахиль умерла.
Кстати, Талмуд находит объяснение смерти во время родов: «Женщины умирают во время родов за то, что они совершили три греха: если они не позаботились о выполнении мицвот нидды (очищения), халы и зажжения субботних свечей». Проступки женщины накапливаются, и она наказывается в то время, когда наиболее уязвима.
Повитуха (мейаледет) играла важную роль в рождении новых людей. Она была и врачом, и акушеркой, и доулой в одном лице.
После родов именно повитуха определяла первенца в случае, если была двойня.
История с двойней в Библии тоже есть. Фамарь рожала близнецов от Иуды, своего свекра (не спрашивайте). Во время родов первой появилась ручка, и повитуха повязала на нее красную нить, чтобы обозначить первенца (первенец наследует от отца, это важно), но ручка спряталась. А затем произошло самое интересное — первым родился мальчик без красной нити на руке, а тот, кто должен был быть первым, родился после. Так появились на свет Фарес и Зара (Бытие 38:28).
Но вернемся к повитухам.
Во II веке нашей эры Соран Эфесский, греческий врач, практиковавший в Александрии и Риме, описал, какими качествами должна обладать хорошая повитуха: она должна быть грамотной, остроумной, чуткой, с хорошей памятью и желанием трудиться. У нее должны быть здоровые конечности, тонкие длинные пальцы без ногтей, тихий нрав, а еще она должна быть свободна от суеверий.
Главными повитухами Ветхого Завета считаются — Шипра и Фуа. Они работали тандемом — Фуа звала мать по имени, тем самым налаживая контакт с роженицей, а Шифра успокаивала и очищала новорожденного.
Возможно, в Библии не нашлось бы места каким-то там повитухам, которые помогали женщинам рожать детей, если бы не эта парочка.
Когда египетский фараон приказал повитухам умерщвлять всех новорожденных еврейских мальчиков, они не подчинились. А когда фараон спросил, какого черта они его ослушались, повитухи схитрили и сказали, что еврейские женщины рожают до прихода помощниц (Исход 1:19). Таким образом они спасли много малышей и вошли в историю.
Современный список необходимого в роддом может составлять около ста пунктов, а был какой-то список в библейские времена?
Был! Греческий врач Соран Эфесский, работавший в Риме во II веке нашей эры, составил список всего, что необходимо женщине для родов:
Да, и хорошо бы иметь для родов две кровати — одна потверже на время схваток, вторая помягче, чтобы женщина отдыхала после. А вы говорите, «не забудь гигеничку»!
Интересное по теме
Подмывать девочек следует от срама к гузну: как бы выглядели советы молодым родителям без использования иностранных слов
Согласно описаниям в Библии, женщины в процессе родов либо рожали сидя на корточках, либо на специальном стуле для родов, либо садились на чьи-то колени (Бытие 30:3). Женщины не рожали лежа, пока в XIX веке врачи-мужчины не стали вытеснять повитух.
Роженицу окружали близкие женщины, — ее родные и подруги. Женщины работали посменно: поддерживали под руки, протирали лицо и тело от пота, делали массаж.
Женщина видела, как рожали многие другие, поэтому знала, чего ожидать.
Родившая женщина описана Исаией как «согнувшаяся от боли, потому что схватки одолели ее». (Исаия 4:9)
Уже тогда заметили, что у первородящих роды были более продолжительными и сильными: «Ибо я слышал голос роженицы и муки рождающей первого ребенка». (Иеремия 4:31)
Также в Библии есть упоминания о том, что отец мог присутствовать при рождении и взять новорожденного сразу после родов, хотя фактическое рождение видеть было запрещено. Говоря современным языком, папа мог быть с роженицей во время схваток, а на потуги его просили подождать за дверью.
После родов повитуха перерезала пуповину, омывала малыша, а затем хорошенько натирала солью (Иезекииль 16:4).
Пока больше звучит как рецепт от Джейми Оливера, но соль, а иногда и раствор вина использовались как антисептик.
Потом новорожденного смазывали оливковым маслом, чтобы успокоить кожу, и заворачивали в грубо сплетенные льняные полоски. В Евангелии от Луки говорится, что Мария из Назарета, мать Иисуса, завернула своего новорожденного сына в полоски ткани.
На картине Беллини «Представление Иисуса в храме» изображен младенец Иисус, завернутый в такие пеленки.
Считалось, что пеленальные ленты выпрямляют кости ребенка по мере его роста. Головой тоже манипулировали, чтобы вернуть ей форму после родов.
Видите, раньше в форму после родов приводили детские черепа, а не женское тело.
Есть мнение, что у вавилонян были круглые головы, потому что повитухи не были достаточно компетентны, чтобы придать голове правильную форму.
После родов женщина считалась нечистой и не могла посещать храм и прикасаться к святыням. Причем, если рождался мальчик, нечистой она считалась семь дней и затем следовали еще 33 дня очищения. А если рождалась девочка, то сроки увеличивались в два раза. (Левит 12:2-8)
После всех дедлайнов новоиспеченная мать должна была принести в храм однолетнего ягненка и голубя в жертву за грех.
Какой грех?
Талмуд объясняет, что женщина обязана приносить жертвы, потому что, вероятно, во время родов она поклялась никогда больше не иметь отношений со своим мужем. И поскольку об этом обете она позже пожалеет, нужно принести жертву за свои опрометчивые слова.