В тестах принимали участие 129 китайских детей в возрасте от пяти до семи лет. Перед началом испытаний ученые поговорили с ними об их отношении к розовому, голубому, а также зеленому и желтому цветам. Затем дети были разделены на две группы, каждая из которых получила набор зеленых и желтых игрушек и карточек.
При этом первой группе сказали, что цвета игрушек никак не связаны с тем, девочки они или мальчики, а второй заявили, что зеленое — для мальчиков, желтое — для девочек. В процессе игры выяснилось, что дети из второй группы старались выбирать те предметы, которые по цвету «соответствовали» их полу.
Более того, девочки из второй группы хуже справились со сбором пазлов, тогда как в первой ни у кого из детей не было превосходства — они одинаково справились и с зелеными, и с желтыми пазлами, вне зависимости от своего пола и выбора цвета головоломки.
Поскольку все участники эксперимента были заранее опрошены о цветовых предпочтениях, ученые сделали вывод о том, что выбор игрушек во второй группе полностью зависел от внушенного им ложного знания о том, что существуют игрушки, цвета которых больше «подходят» мальчикам или девочкам.
Как заявил один из авторов исследования Ван Иви Вон, поскольку детьми оказалось так просто манипулировать, становится понятно, что они часто выбирают не только конкретные игрушки, но цвета вообще в соответствии с гендерными ярлыками, распространенными в их социальной среде. При этом часто им приходится контролировать и свои симпатии к цветам и предметам, регулируя их в зависимости от принятых в их культуре гендерных норм.
Вон также подчеркнул, что в больших азиатских городах цветовые предпочтения и маркировка предметов детского обихода категориями «для мальчиков» или «для девочек» совпадает с западными стандартами. «Многие гендерные различия и стереотипы в развитых азиатских регионах напоминают те, что на Западе, что неудивительно, учитывая высокую степень вестернизации и преобладание гендерного цветового кодирования, характерного для западных культур в Гонконге», — заявил он.
«Это интересное исследование подтверждает наши выводы о том, что маркировка игрушек и книг по полу не просто несправедлива или жестока, но на самом деле подпитывает неравенство. Когда мы говорим детям, что «Х для девочек или только для мальчиков», они не просто узнают, что целая куча забавных вещей «не для них», им также втюхивают мысль о том, что их пол определяет их как людей, поддерживая таким образом и все другие стереотипы о девочках и мальчиках, мужчинах и женщинах, которые дети ежедневно видят и слышат», — заявила Джесс Дэй, представительница британской организации, которая борется за отказ от маркировки игрушек по половому признаку игроков.