В самом начале пандемии считалось, что дети болеют бессимптомно или легко, не участвуют в распространении вируса и являются наименее уязвимой для COVID-19 группой населения. В 2021 году ситуация изменилась. В России дети стали чаще не только заражаться, но и попадать в реанимацию. Ситуацию обсудили в YouTube-шоу «Больше всех надо».
Гостями выпуска стали Андрей Беседин (семейный врач GMS Clinic, кандидат медицинских наук) и Денис Лагуткин (молекулярный биолог). Вместе с ведущими они поговорили о растущем числе случаев заражения COVID-19 среди детей.
Ведущие отметили, что, по личным ощущениям, среди заболевших коронавирусом стало гораздо больше детей: об этом пишут в соцсетях, для них открывают отдельные ковидные отделения, и тема детской заболеваемости коронавирусом стала более острой, чем в начале пандемии.
С гостями студии ведущие обсудили три блока вопросов: что такое детский ковид и откуда он внезапно появился; в чем особенность протекания заболевания у детей; какие последствия для ребенка могут наступить и какие меры профилактики можно предпринять.
Эксперты рассказали, что дети болели и раньше, но какого-то значимого вклада в развитие пандемии это не вносило. Однако сейчас в группе до 18 лет происходит рост заболеваемости. Отчасти это связано с открытием школ, детских садов, игровых площадок. Отчасти — с новым штаммом коронавируса.
Денис Лагуткин рассказал, что с появлением «дельты» наблюдается рост заболеваемости и количества госпитализаций в группе до 18 лет (в частности, он привел в пример статистику из Шотландии, где закономерность видна достаточно четко).
Интересное по теме
Дети болеют чаще, последствия серьезнее: что надо знать родителям о четвертой волне коронавируса
В целом дети болеют легче взрослых, — отметили оба эксперта. Андрей Беседин отметил, что средняя ожидаемая встречаемость каких-либо тяжелых реанимационных состояний — это два случая на сто тысяч случаев ковида у детей. Безусловно, ребенок с каким-либо хроническим заболеванием будет переносить COVID-19 тяжелее. На течение болезни влияет и возраст ребенка. «Чем дальше подросток „зашел“ в пубертат, тем больше вероятность того, что ковид у него будет проходить так же тяжело, как у взрослого», — объяснил Андрей Беседин.
От беременной матери ребенку коронавирус передается редко, был всего один такой подтвержденный случай. Денис Лагуткин рассказал, что у детей, матери которых во время беременности перенесли COVID-19, наблюдается ускоренное созревание иммунной системы. И пока не известно, какие у этого могут быть последствия.
Отдельное внимание Денис Лагуткин уделил осложнениям у детей после перенесенной коронавирусной инфекции. «Иногда после перенесенного ковида у детей возникает мультисистемный воспалительный синдром. Его возникновение никак не связано с тяжестью течения самой коронавирусной инфекции — она может быть перенесена даже бессимптомно. У мультисистемного воспалительного синдрома симптомы похожи на болезнь Кавасаки, и так же, как эту болезнь, его лечат иммуносупрессорами, на которые дети не очень хорошо реагируют», — отметил эксперт.
У детей, по его словам, также может возникать постковидный синдром. Он чреват множеством осложнений: например, есть случаи потери зрения.
Для детей без хронических заболеваний рекомендуется организовать грамотный уход, как при обычном ОРВИ: хорошо кормить, больше поить, промывать нос и вообще проявлять к ним побольше заботы и любви.
Андрей Беседин рассказал о препаратах, которые могут на ранних стадиях улучшить прогноз течения болезни. «Но тут встает вопрос их доступности в России. И даже в странах, где они доступны, их в первую очередь назначают тем детям, у которых есть какие-то хронические заболевания, детям, которые проходят химиотерапию, и тем, у кого есть аутоиммунные заболевания», — объяснил врач.
Для детей с ковидом во всех больницах есть специальные отделения. Семью, больную коронавирусом, стараются госпитализировать вместе.
Андрей Беседин рассказал, что если в семье подтвержденный ковид, и им болеют дети, родителям стоит настоять на госпитализации при возникновении одного из следующих симптомов:
длительная и высокая температура;
нарушения сознания (сонливость, отсутствие реакции на любимые игры);
явные признаки дыхательного нарушения.
Взрослые, если хотят защитить детей, должны привиться, — настаивают эксперты. Для детей в России вакцины еще не выпущены и можно вакцинироваться только с 18 лет. Но идут испытания детского варианта «Спутника».
«Есть любопытная статистика по волне коронавируса в Израиле. Этим летом в июне-июле там начала повышаться заболеваемость, при высоком процентном уровне привитого населения. И 38 процентов выявляемых случаев коронавируса относились к возрастной группе от десяти до 19 лет. То есть, к непривитым детям. Эта волна по сути была детской», — рассказал Денис Лагуткин.
Интересное по теме
Вакцины для детей от COVID-19: все что надо знать
Каждый привитый человек помогает прервать цепочку заражений в популяции. Если будет привито все окружение ребенка — меньше шансов, что он заболеет сам или заразит своих родных, принеся коронавирус из школы, считают эксперты.
Дети должны соблюдать масочный режим, а взрослые — быть им в этом примером. Пока в России практика ношения индивидуальных защитных средств среди детей не очень развита — гости студии и ведущие не видели ни одного ребенка в маске. В школах для детей не вводили обязательного масочного режима. Взрослые носят защитные средства на подбородке, а дети берут с них пример.
О том, как правильно носить защитные маски, и на что обратить внимание, подробнее писали здесь.
Еще почитать по теме
Может ли молоко привитой или переболевшей матери защитить ребенка от коронавируса? Не все так просто