Игры, в которые играют люди

Колонка от геймерши

Коллаж с использованием фото: Everett Collection | Miguel Lagoa | Shutterstock | Fotodom

В начале января председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин в своем телеграм-канале провел опрос: стоит ли усилить меры по борьбе с деструктивным контентом и «чуждыми ценностями» в видеоиграх. Большинство опрошенных согласились с тем, что без очередного запрета народ не разберется. Новая громкая инициатива снова прикрывается заботой о детях, а «решение» обещали принять в январе.

Мне есть что сказать на эту тему, но начать придется издалека. Так получилось, что из всей пишущей редакции НЭН игры люблю только я. Началось это лет в десять, когда молодой верстальщик нашей районной газеты показал мне DOOM 2, продолжилось покупкой приставки Sega, и, собственно, так и не закончилось. У меня даже есть игровое кресло, которое, что иронично, было куплено не для развлечений вовсе. Когда я устроилась в НЭН, мой позвоночник отказался сидеть на обычном стуле по восемь–одиннадцать часов в сутки.

Я играю не каждый день и не очень много, терпеть не могу онлайн-гейминг, и даже любимого жанра у меня нет. Однако я всегда считала себя геймершей. И всегда думала, что представления людей, далеких от компьютерных игр, об этом виде досуга крайне схематичны.

Почему-то считается, что игры — это «детское» хобби, что они переполнены насилием, что они вредят психике, а досуг за компьютером — это бездарно потраченное время… Что хуже, все эти сентенции регулярно звучат из уст людей, которые принимают в нашей стране законы. Так и хочется взять и отправить всех этих инициативных чиновников на недельку в старый-добрый «Скайрим» — мы бы отдохнули от их предложений, они бы просто отдохнули. Всем была бы польза.

Интересное по теме

Ученые выяснили, что видеоигры омолаживают мозг

Как опытная геймерша, которая уже 18 лет не сдается под натиском родственников с аргументом «тыжвзрослая!», хочу сказать: игры бывают разными. Они настолько отличаются друг от друга, что говорить о компьютерных играх в целом практически невозможно. Есть шикарные ААА-проекты, на которые тратятся огромные деньги, а есть нишевые инди-игры с двухмерной графикой. Есть веселые и довольно бессмысленные (как по мне!) аркады, а есть вдумчивые квесты и стратегии. Есть игры, где кровища хлещет рекой, а есть симуляторы ходьбы, в которых почти ничего не происходит. Ну и, конечно, есть игры для детей, а есть те, которые несовершеннолетним даже краешком показывать нельзя.

И с тем, какие игры детские, а какие — нет, разобраться легче легкого. Много лет назад умные головы в той же Госдуме придумали возрастной рейтинг для фильмов, книг, игрушек, телепередач, спектаклей, песен и всего на свете. Его лепят на видном месте — и на компьютерные игры тоже.

Видишь 6+? Игра детская. Видишь 18+? Не покупай ее ребенку! Если ребенок контрабандой добыл неподходящую для себя кровавую «стрелялку», проблема-то не в существовании этой самой «стрелялки». Проблема в том, что ваш сын или дочь пробуют раздвигать границы и за ними нужен глаз да глаз.

Часто говорят, что возрастной рейтинг выставляется формально, поскольку отсмотреть и оценить такое количество контента просто нет ресурсов. Однако этих ресурсов нет и на то, чтобы проанализировать все существующие на свете игры и запретить какие-то из них. Скорее всего, мы снова столкнемся с популистскими решениями, когда внимание обратят на самые резонансные проекты, замеченные в графическом изображении насилия.

Но вот что хочется сказать: есть в игре насилие или нет, вред от компьютерных игр сильно преувеличен. Существует множество видеоигр, которые полезны: тот же «Майнкрафт» давно вышел из коротких штанишек видеоигры и стал настоящим учебным пособием. Ужасы, в том числе игры в жанре хоррор, неплохо зарекомендовали себя в экспериментальной терапии депрессии и тревожных расстройств у взрослых. Игры с сюжетом в жанре РПГ иногда поднимают совершенно великолепные философские, моральные и психологические вопросы. Игра позволяет людям путешествовать в другие миры и эпохи, изучать их, разгадывать загадки, находить связи и оказываться в ситуациях, в которых в реальной жизни они никогда бы не оказались.

И как вообще определить «чуждые ценности»? Вот, например, в «Диско Элизиуме» вы играете за копа-алкоголика, который от возлияний потерял память, но зато стал слышать не один, а несколько внутренних голосов. Ценности вроде бы «чуждые», да? Но это великолепная игра, потому что в процессе вы создаете для героя картину мира, определяетесь даже с политической позицией, встречаете кучу странных и интересных личностей, а также пытаетесь раскрыть убийство, которое, наспойлерю, оказывается вызвано бессмысленным эхом революции и воздействием криптида, в существование которого никто из персонажей до конца не верил!

Совершенно не обязательно отбирать все эти впечатления у взрослых людей только потому, что дети бывают любопытными. Я даже больше скажу: психика подростков не настолько хрупка, чтобы ее могли разрушить видеоигры в умеренных количествах, будь они агрессивные или нет. Не припоминаю за собой и друзьями особой тяги к насилию или неуравновешенности после пары раундов в «Mortal Kombat» или даже, прости господи, «Postal». В общем, с моей точки зрения, запретить часть видеоигр — это все равно что запретить продавать кухонные тесаки, потому что дети могут ими порезаться.

Интересное по теме

Из «нуба» в адмиралы: как сетевая игра спасла меня от материнского выгорания

Однако мнения мнениями, а что думают по поводу влияния видеоигр на детей специалисты?

Мы поговорили с Еленой Харитонцевой — преподавательницей Московского института психологии, клиническим, детским и подростковым психологом, чтобы она рассказала, как компьютерные игры влияют на детей и подростков.

Елена Харитонцева

Преподаватель Московского института психологии, клинический, детский и подростковый психолог

Взрослые искренне считают, что компьютерные игры — совершенно пустое и бесполезное занятие. Это не совсем так.

Что же полезного в компьютерных играх?

1. Игры помогают развить стратегическое мышление и умение принимать решения в условиях неопределенности.

Игры перестали быть средством развлечения. Планирование своих действий на несколько ходов отлично развивает у игроков логическое мышление, учит пониманию последствий своих действий.

2. Игры учат работать в команде.

Групповые онлайн-игры способствуют тому, что игроки знакомятся, учатся сотрудничать, договариваются и даже вспоминают иностранный язык! Один мой знакомый подросток решительно заявил ошарашенной маме о срочной необходимости подтянуть английский, чтобы он мог лучше понимать своих друзей по игре.

3. Игры повышают скорость реакции и объем внимания.

Попробуйте сами поиграть в игру, которой так увлечен ваш ребенок. Для того, чтобы пройти один уровень, надо очень постараться, учесть много вводных, держать в поле своего внимания сразу несколько объектов и уметь быстро принимать верные решения.

4. Увлечение компьютерной игрой может стать источником новых знаний.

Многие ребята ищут дополнительную информацию по теме своей игры, начинают увлекаться историей, военным делом, дизайном или графикой. Основная задача родителя — не упустить этот момент, предложить варианты, подсказать, где искать информацию.

А теперь о грустном. В чем опасность компьютерных для детей и подростков?

В играх может содержаться неподходящая ребенку по возрасту информация. Большая часть игр создавалась для взрослых, однако даже дети 10-11 лет имеют к ним доступ. И довольно часто сами родители покупают взрослые игры для своих детей.

Важно понимать, что ребенок или подросток — это не маленький взрослый. В детском и подростковом возрасте личность еще только формируется. Поэтому и влияние на личность взрослого и ребенка у компьютерных игр разное.

  • Теряется ощущение времени, размывается грань между реальным и виртуальным.
  • Ребенок может чрезмерно увлечься компьютерным героем.

Когда человек примеряет на себя новую роль, с точки зрения психологии, такое ролевое проигрывание может быть очень полезным. Здесь важно обратить внимание на то, что происходит на самом деле в реальной жизни ребенка.

Виртуальное общение таит в себе опасности.

Никто не знает, кто скрывается за придуманным ником в Сети. Бывают случаи, когда общение начинается в компьютерной игре, а потом переходит в другие виртуальные сети и носит крайне небезопасный характер.

Здоровье от сидения за компьютером может действительно пострадать.

Снижение зрения, нарушение осанки из-за долгого пребывание в статической позе, малоподвижность, — вот результат «перебора» с экранным временем. Все это истощает нервную систему неокрепшего организма.

Что делать, чтобы компьютерные игры приносили только пользу? Мои рекомендации таковы:

1. Исключите или максимально отсрочьте взаимодействие ребенка с гаджетами.

Особенно это касается совсем маленьких детей. До 10-11 лет мозг ребенка крайне незрел, с точки зрения своего функционирования, в должной мере не сформированы волевые и нравственные качества, а также самоконтроль. Ребенок просто не в состоянии самостоятельно контролировать, что смотреть и как долго играть в компьютерную игру.

2. Помните, что не все игры одинаково полезны детям.

Родителям следует очень внимательно отнестись к тому, что смотрит ребенок, в какие игры он играет и с кем общается в соцсетях.

3. Покупайте игры, соответствующие возрасту.

Жуткие зомби, маньяки-убийцы, монстры после радиоактивного взрыва — вряд ли это хорошие герои для подражания. Особенно если ребенок дошкольного возраста. Да, дошколята играют в такие игры! Только в анамнезе у них ночной энурез, заикание, ночные страхи и агрессивное поведение в садике.

4. Не просмотрите симптомы формирования компьютерной зависимости у ребенка.

Если в случае отказа пользоваться компьютером ребенок демонстрирует: истерики, потерю аппетита, бессонницу, агрессивное поведение в отношении родителей, аутоагрессию (самоповреждения), то необходима помощь клинического психолога и психиатра.

5. Ведите строгий учет времени, потраченного ребенком на игры и виртуальную жизнь.

6. Попытайтесь играть с ребенком в видеоигры вместе. Это может стать отличным способом улучшить или даже возобновить отношения.

7. Предоставьте выбор для ребенка.

Реальная жизнь может быть очень интересной. Она невероятно важна для подростка, хоть он вам никогда в этом не признается. Только родитель может направить этот интерес в нужное русло.


Кстати, компьютерные игры — это не только «воры времени» и источник развлечений, но и настоящий спорт. Турниры по киберспорту собирают тысячи игроков по всему миру, а их призовые фонды иногда весьма объемны. О том, как прийти в киберспорт и стать не просто геймером, а чемпионом, НЭН рассказывал вот в этом материале.