Детям сложно запоминать исторические даты, а учителям — не тонуть в рутине. Две проблемы сразу решили учителя Инженерного корпуса 548-й московской школы Антон Лукашкин и Артем Мурзабулатов. Они рассказали НЭН, почему детям нужен новый подход к обучению.
В 2018 году Антон пришел работать в школу учителем истории и обществознания. На тот момент Артем уже занимался проектом «Школа вне школы» — ходил с детьми на экскурсии в музеи, на концерты и мероприятия. Антон решил к этому подключиться, начал предлагать свои идеи. Так появилась «Новая парадигма» — единая площадка для проектов с новым взглядом на систему знаний и современным подходом.
«Внутри „Парадигмы“ у нас много разных проектов, и все они создают единое пространство для открытого диалога, который мы стараемся выстраивать с детьми. Хочется говорить с ними на современном языке: и с точки зрения технологий, и с точки зрения общественных проблем. То есть поднимать актуальные вопросы: искусство, толерантность, новая этика, свобода, культура отмены, человеческие ценности. А чтобы все это было им понятно и вызывало интерес — мы интегрируем в деятельность QR-коды, инсталляции, перформансы, мемы, мессенджеры, ходим в современные музеи, делаем подкасты», — рассказывает Антон.
Учителя опираются на темы, которые проходят в рамках школьной программы по истории и обществознанию. Последний предмет — совокупность разных дисциплин, так что в нем есть пространство для фантазии. Большинство задумок в неформальной форме стимулируют детей изучать положенный материал, но есть и такие проекты, которые дети просто делают сами, потому что чувствуют поддержку со стороны взрослых.
В работе у учителей есть правило — даже если формат зашел, его нельзя повторять. Потому что и перформансы, и QR-коды детям надоедают, нужно выкручиваться и становиться креативщиками хотя бы раз в месяц. Недавно с семиклассниками они изучали переписку Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Запомнить смысл триад на несколько страниц от царя и его бывшего соратника — не так-то просто, а вот составить из их ярких высказываний что-то наподобие переписки в Телеграме — уже интереснее. Дети выписывали фразы, оформляли их в виде уведомлений из мессенджера и запоминали смысл намного быстрее, чем эту тему усваивают обычно.
Недавно школьники изучали экологические проблемы и решили дополнить теорию из параграфа в учебнике практикой — вместе с учителями создали импровизированный пункт сбора мусора и на протяжении месяца выбрасывали отходы в нужные секции. А потом — сделали из него инсталляцию — свалку, которая должна была напомнить каждому прохожему о результатах его повседневной жизни. Рядом с ней разместили стенд с инфографикой, чтобы визуально представить время, которое потребуется материалам для разложения в почве. Провели несколько открытых уроков для начальной школы да и в целом затронули важную проблему: на простые стенды мало кто обращает внимание, а вот мусорная свалка в школе — дело необычное, привлекает внимание.
Акция «Давай найдемся» была похожа на исторический тиндер. Дети получали половину валентинки с QR-кодом и именем исторической личности. По ссылке переходили на специальный сайт с правилами игры и искали пару для своего героя. Так, старшеклассники «смэтчили» Владимира Маяковского с Лилей Брик, Анну Ахматову с Николаем Гумилевым, а Эхнатона — с Нефертити. Еще один классный проект — «Настроение дня» — помог детям запомнить исторические даты через всем знакомые мемы. По школе были расклеены объявления с отрывными блоками (как те, что обычно висят перед подъездом с предложением починить компьютер), на одной стороне которых была дата с событием, на другой — QR-код. Переходя по ссылке, ученики получали смешные мемы и комментарии к ним, связанные с исторической датой. И смеялись, и запоминали.
У учеников тоже есть пространство для высказываний: они делали арт-объект «Стена» — писали на большой доске свои чувства и переживаниями, выпускали свой подкаст, в котором обсуждали свободу слова, новую этику, толерантность, феминизм, украшали вестибюль школы скриншотами вдохновляющих вещей, снимали ролики, запускали свое медиа.
«Надеюсь, что в дальнейшем мы сможем вынести проект за рамки нашего учебного корпуса. Очень хотим сотрудничать с другими прогрессивными проектами, которые близки нам по духу, потому что это интересно для детей. В таком открытом и гибком пространстве они развиваются, приобретают полезный опыт и ценные знакомства», — комментирует Антон.
Антон и Артем уделяют много времени самообразованию: смотрят кино, ходят в музеи, на выставки, концерты, театральные постановки. Все это — важные пункты в их расписании. По мнению Антона, многие учителя просто зацикливаются на школьной жизни и жизни внутри школы: проверка тетрадей, подготовка уроков. Все это превращается в рутину, из которой сложно выбраться. А чтобы питаться новыми знаниями и идеями, которые дальше можно будет реализовывать в учебной практике, важно освобождать мысли и активно жить за пределами учебного заведения.
«Кажется, что взрослым не хватает современного языка общения с детьми. Не в плане знания, сленга и телефона с приложениями, которыми они пользуются (хотя это тоже иногда помогает быть в курсе). Я, например, несколько раз в неделю смотрю ТикТок, и это помогает лучше понимать учеников — что их волнует, что им интересно. Сегодняшний учитель закрывается в школьной рутине и не развивается в современных реалиях: не знает, какие у их учеников проблемы, какую повестку выносят на обсуждение, поэтому у него часто не получается выйти на этот уровень современного диалога с детьми», — делится Антон.
Антон говорит: «Иногда мы сталкиваемся и с потухшими глазами, и с непонимающими взглядами, и с равнодушием. Но понимаем, что это нормально. Верим в то, что в ближайшем будущем эти дети осознают важность такой работы. Ведь именно за рамками учебной программы рождается все самое интересное: идеи, творчество, доверие, знания, возможности. Мы с Артемом верим, что сейчас в наших силах сформировать поколение критически мыслящих людей, которые будут понимать и разделять основные ценности цивилизованного современного мира. А спустя время — постараются построить его в нашей стране».
Все фотографии и скриншоты предоставлены героями материала.
Еще почитать по теме
«Умеет читать и писать, но в первый класс я ее не поведу»: почему я не спешу отдавать ребенка в школу?