Злословие на школу: как «домашка» мешает родителям жить и работать

Колонка о наболевшем от мамы, которая ничего не успевает.

Иллюстрация Насти Железняк

Вообще-то на этой неделе я не собиралась писать колонок, тем более, злых. В мои планы входили профайл на удивительную Амелию Эрхарт и материал ко дню рождения Клайва Стейплза Льюиса, который хотелось сдать заранее. Также я собиралась поискать что-то не крупное, но запоминающееся — типа очередного дикого треда в соцсетях или не менее дикого тренда в мире родительства.

Поначалу казалось, что моим планам суждено сбыться, несмотря на то, что утром в понедельник у меня разболелась на погоду сломанная давным-давно рука. Я закинулась обезболом, приложила грелку, два часа рабочего времени потратила на то, чтобы вообще не шевелиться, но потом воспряла и принялась писать. «Ну», — думаю — «Если Эрхарт не закончу сегодня, то завтра — уже точно!»

Пишу, никого не трогаю, и вдруг в родительский чат прилетает сообщение: «По литературе к завтрашнему дню надо написать басню. Родители, как вы это делать будете?» Я аж не поверила своим глазам и полезла в сетевой дневник. А там русским по белому написано: «Сочинить басню». Третьеклассники же все как один лафонтены и крыловы, чего сложного?

Проблема, в общем-то очевидная: ребенок за день басню один не напишет. Даже если он решит все сделать сам, ему надо помогать, чтобы проверить, есть ли сюжет, мораль, ритм, рифма… Опять же, надо проследить, чтобы деточка ошибок не наляпала в тексте. И, зная мою дочь, она с каждой удачной рифмой будет бегать ко мне, а это отменяет продуктивную работу на корню. Короче, басня — головная боль родителя, как ни крути.

Если родитель басню писать откажется и помогать не согласится, то оценка за детское творчество может быть совсем неудовлетворительной. Оценки не главное, бла-бла-бла, но это я знаю, что их получили за плохо сделанные доклады и криво написанные стихи. Из среднего-то балла их не выкинешь!

В общем, я поняла, что мне совершенно неожиданно после 20-летнего перерыва задали домашку, от которой не отвертеться. Окей, я подышала, успокоилась, дождалась дочь с тренировки. Мы разработали вместе сюжет, я отправила ее учить остальные уроки и развлекаться, а сама вспомнила боевую юность (когда-то я писала стихи и тексты для рок-группы). Полтора часа мама Аня сочиняла басню о старой кошке и юном воробье. Отличная вышла штучка на полтора альбомных листа мелким почерком.

Наступает вторник. Я пишу свой многострадальный профайл. Тут в родительском чате вскипает обсуждение задания по музыке. Задание: написать доклад о каком-нибудь русском композиторе и выучить фамилии еще десяти известных композиторов. Я думаю: «Да вы, блин, шутите!»

Нет, выучить десять фамилий — это не проблема. Проблема в докладе. Давайте я обрисую ситуацию: это задание проще всего сделать, подыскивая информацию в интернете. Если дочь будет пользоваться мобильником, писать ей придется от руки и она постоянно будет бегать ко мне за советом. Компьютер в доме один, так что если пустить за него ребенка, о работе придется забыть на несколько часов. Проще всего, опять же, сделать доклад самой — быстрее выйдет. Но принтера у нас нет и не предвидится, так что мне надо будет сходить в ближайшую «распечатку», которая, на минуточку, в получасе ходьбы от дома. А если отдать ребенку компьютер для самостоятельной работы, а потом еще и в «распечатку» сходить, то одно это задание отнимет часа четыре бесценного времени…

Пока я проходила все стадии горя, в родительском чате вскипело обсуждение драки в раздевалке, квалификации нашей классной руководительницы, ее педагогических методов и прочих важных вещей. Запланировали срочное родительское собрание на четверг. Ребенок пришел домой к готовому докладу и офигевшей от обилия информации маме. Профайл, конечно, никто не дописал.

Наступает среда. Я впрягаюсь в работу, почти доделываю материал, уже планирую посидеть за компьютером лишние полчаса и сдать его. Дочь возвращается из школы. Что бы вы думали? По «Окружающему миру» задали сделать сообщение об одном краснокнижном растении! И по остальным предметам тоже довольно много чего задали, так что ребенку требуется помощь. Мы скрипим зубами, ручками, стульями, но доделываем-таки всю домашку, включая пресловутое сообщение. Опа! Уже 23:00, пора спать.

Сегодня четверг. Часть его я потратила на подготовку к собранию, потому что кто-то должен забрать Аллу из школы и присмотреть за ней. Значит, надо договориться с бабушками. Оставшуюся до собрания часть дня я хотела потратить на многострадальный материал о не менее многострадальной Амелии Эрхарт. Но, знаете что? Я не могу молчать о совершенно невыносимых и абсурдных школьных заданиях!

Доколе мы будем прикидываться, что «домашка» изначально рассчитана на детей, а не на их родителей?!

Если бы я работала, не отвлекаясь, у моего ребенка были бы уже три «неуда» по разным предметам. Но из-за того, что я отвлекалась, я не выполнила запланированных задач! Как, черт возьми, я могу это исправить? Купить еще один компьютер? Забить на ее оценки и уповать на милосердие учителя? Мне даже делегировать ее «домашку» некому — потому что английский язык кроме меня ей никто не поможет выучить.

Почему когда я училась в третьем классе, родителей мне пришлось привлекать только к составлению родословной, а моей дочери каждый день требуется помощь в совершенно нелепых объемах? Зачем вообще третьеклассникам нужно писать доклады?

Школьная программа настолько перегружена, что дети просто не способны справиться с ней на отлично без помощи со стороны. Когда жалуешься на это учителям, они посылают в министерство образования и говорят, что все недостающие знания детям должны преподать родители.

Интересное по теме
В школах ограничат объем домашних заданий

Замечательно, значит, спрошу у министерства образования: когда, а главное, как, я должна все это делать, если являюсь соло-матерью, работающей удаленно?

Нынешняя школа требует от родителей непропорционально большого вовлечения. По моим личным ощущениям, либо маме, либо папе, надо бросить работу, чтобы не «прозевать» образование ребенка. Если ты кладешь с прибором на какую-то часть домашней работы, учителя остаются недовольными — их наказывают за плохую успеваемость в классе. Это снова выливается в обвинение родителей, просьбы заниматься с детьми и угрозы оставить 15 человек на второй год. А если ты с ребенком занимаешься, то не успеваешь делать собственную работу, потому что постоянно отвлекаешься на школьные задания.

Складывается ощущение, что вся современная школьная программа составлена с таким расчетом, чтобы родители взвыли и наняли репетитора.

Мои мама с папой не знали английского языка, но я училась по этому предмету на «отлично», потому что знаний, полученных в школе, и работы со словарем было вполне достаточно для хороших оценок. Сейчас, мать, будь добра научить ребенка читать на другом языке, объясни ему смысл слов, не пройденных в классе, и выучи с ним стихотворение. Проверить не забудь, если дитятко работало самостоятельно!

А еще школа не смогла найти мужика с баяном, поэтому для урока музыки подготовь доклад о великом композиторе. Алло, композиторов, конечно, я изучала, но в музыкальной школе, и никаких докладов не писала!

Программа по каждому предмету, кроме математики, требует вмешательства родителей. Заходишь вечером в дневник, а там: «Принести завтра на ИЗО гофрокартон», «Выучить наизусть басню „Ворона и лисица“», «Написать свою басню», «Сделать иллюстрированный доклад по ПДД» и прочая, и прочая.

Я все понимаю, если речь идет о старшеклассниках. Но как такие задания должны самостоятельно выполнять девятилетки, мне пока никто не объяснил. Прямо сейчас мне на родительском собрании на вопрос о «домашке» ответили: «А как вы хотели?» Я, в общем-то, хотела отдать ребенка в школу, чтобы его там учили. Если бы мне нужно было домашнее образование, то вы бы меня в школе никогда б и не увидели.

Знаете, дорогое министерство образования, я все свои пятерки уже получила. Последние из них — так уже больше 20 лет назад. Для их получения моим родителям не приходилось писать басни, доклады, клеить макет Саратова из шишек в натуральную величину, учить английский язык или рисовать иллюстрации. Потому что учителя в школе не отчитывались за каждый чих, а занимались с детьми. Если кто-то не успевал усваивать знания на уроках — помогал учебник. Если и учебник не помогал, в библиотеке брали дополнительную литературу. Если и это не спасало, то ты сам себе злобный баклан.

Современная программа, с одной стороны, декларирует необходимость выполнения большей части заданий самостоятельно, но, с другой стороны, результатами учителя почему-то остаются недовольны. Родители находятся буквально в заложниках у школы, потому что хорошие оценки — шанс на лучшее будущее, но обеспечение положительной успеваемости ложится исключительно на наши плечи. Педагоги, с одной стороны, сетуют на педагогическую запущенность детей, но, с другой стороны, сами учить детей всему, что требуется, не хотят. Попробовал бы кто-то из учителей моего класса сказать, что мамам надо потренировать нас писать сочинения по картине — ух, что было бы! А сейчас такая сентенция — обычное дело. Раз дети не умеют, то виноваты родители.

Проверьте вы уже программу на соответствие возрасту и развитию детей. Сопоставьте содержание учебных планов по разным предметам, чтобы доклады и самостоятельные работы не сыпались лавиной на головы несчастных третьеклашек и их родителей. Освободите учителей от отчетности, чтобы они занимались своим делом, а не бюрократией. Ну, или признайте, что бюджетное образование совершенно несостоятельно, и всем будущим первоклассникам нужно сразу подыскивать платные школы, которые сэкономят родителям нервные клетки и время. Потому что дальше так продолжаться не может и не должно.

Навеки ваша, мама Аня, баснописец, эколог, репетитор по английскому языку, рукодельница.