В предыдущем материале разбирались с тем, зачем читать и почему дети могут сопротивляться этому. Но что, если ребенок читает, буквально «заглатывая» книги, но при попытке обсудить с ним выясняется, что он почти ничего не помнит или не понял? Психолог, автор книг про эмоции для взрослых и детей Юлия Дремина поделилась с НЭН тремя советами, как развивать читательскую компетентность у детей.
Иногда чтение — это просто способ потребления контента или форма времяпрепровождения, но без рефлексии прочитанного. У школьников вырабатывается привычка — быстро и много прочесть, ответить на уроке или в виде домашней работы, забыть.
Нередко чтение становится своеобразным побегом в мир фантазий. Но те, кто не любит читать и не рассматривает чтение как времяпрепровождение, чаще выбирают более доступные и легкие способы потребления информации — соцсети, фильмы.
И тут как раз стоит задача родителей — научить ребенка правильно читать, видеть в книгах смысл, показывать, как правильно разбираться в написанном, переносить прочитанное на свой опыт, анализировать и сочувствовать героям, формулировать свои переживания. Без этого чтение проходит мимо. Многие люди только с возрастом начинают понимать смысл прочитанной в юности книги, так как уже успели набраться жизненного опыта, и для них все предстает в новом свете.
Для того чтобы не упустить время, выбирайте для ребенка то, что ему по душе, отойдя от школьной программы: интересные современные детские и подростковые романы, волшебные сказки с многосюжетными линиями, истории про животных, даже народные сказки могут стать темой для обсуждения. Предлагайте детям выбор, но и не упускайте возможности поделиться своим опытом и порекомендовать то, что затронуло вас в этом же возрасте. Так вы создадите комфортные условия для построения общих ценностей и для возможности выражать свое мнение.
Старайтесь обсуждать каждый прочитанный отрывок. Если такого опыта раньше не было и ребенок не понимает, что от него хотят, начните первым: поделитесь своими эмоциями и чувствами о прочитанном.
Например, обсуждая первую книгу о Гарри Поттере, я делилась с дочерью своим первым впечатлением: «Как бы я хотела ее прочитать в своем детстве, мне так понравилось погружение в мир волшебства и фантазии о происходящем в Хогвартсе! Я помню, что вечерами перед сном представляла себя студенткой этой школы, где я ходила и рассматривала стены, общалась с учителями и даже придумывала новые уроки». Не торопите ребенка, чтобы он смог сформулировать и свои эмоции тоже. Возможно, это получится не с первого раза, он устал или книга ему неинтересна. Только по результатам такого диалога можно понять, как действовать дальше. Главное — делать все спокойно, не торопить, не давить.
Создайте такое пространство, где любое мнение важно и услышано, нет единого «правильного». Не стоит ожидать от беседы, что она пойдет по намеченному плану. Тем не менее создать комфортный формат нужно заранее. Возможно, это будет литературный клуб, семейное чтение с обсуждением прочитанного, приглашение единомышленников и общение за чаем о книгах. Если по книге снят фильм, то можно совместить прочтение и просмотр фильма, чтобы сделать сравнения, обсудить эмоции и даже поспорить.
Это и есть настоящее развитие эмоционального интеллекта!