Во Всемирный день домашних животных рассказываем, почему питомцы нужны не только для любви.
Идея завести кошку, собаку или даже рыбок иногда кажется пугающей: сможет ли ребенок справиться с заботой о питомце? Не вызовет ли новый житель дома лишних проблем? Вместе с фондом «Рука помощи бездомным животным» НЭН собрал пять причин, почему вам не стоит отказывать ребенку в желании завести питомца.
Вы замечали, что рядом с питомцами переживания и негативные эмоции отходят на второй план? Дело в том, что взаимодействие с животными снижает уровень гормонов стресса: кортизола, адреналина и норадреналина.
Есть и приятный бонус! При общении с собаками у людей в голове происходят такие же химические процессы, как при контакте с близкими людьми: выделяется гормон окситоцин. Благодаря ему мы испытываем удовольствие и переживаем меньше страхов и тревог.
То же самое касается котов. Исследования показали, что владельцы кошек в среднем ощущают себя счастливее и увереннее, проявляют меньше беспокойства и легче воспринимают трудности.
Домашние животные повышают уровень физической активности, обеспечивают игры и прогулки на свежем воздухе. Все это — хорошая кардионагрузка.
Особенно это актуально, когда речь идет о собаках. Результаты исследований показывают, что владельцы собак с большей вероятностью гуляют не менее 150 минут в неделю, а их шансы заниматься какой-либо физической активностью на 69% выше, чем у владельцев других питомцев.
Кажется, что животное — отвлекающий фактор. Но согласно исследованиям, животные, наоборот, способствуют концентрации внимания, росту мотивации и расслаблению в процессе учебы. Животные снижают уровень стресса, а именно он часто препятствует высокой успеваемости.
Кстати, ученые проводили исследования о том, как собака в классе может повлиять на школьный процесс. Оказалось, что животные создают комфортную обстановку, что является необходимым условием для продуктивного обучения.
Животные учат нас сочувствовать и сострадать. Оказываясь ответственным за домашнего питомца, ребенок сталкивается с тем, что у других существ тоже есть потребности.
Согласно исследованиям, благодаря животным дети учатся лучше различать категории «я» и «не-я». Это необходимое условие для того, чтобы быть внимательным к настроениям и чувствам других людей.
«Порой детям друг с другом тяжело наладить контакт. Сделать это с животными проще. Животные учат общению, бережному отношению, распознаванию эмоций. Они формируют наблюдательность и внимательность.
Например, у нас в приюте после прогулок дети всегда расскажут, кто из собак был не в настроении, кто что съел, у кого что чесалось. Это важный такой момент — замечать, что происходит с другим существом», — делится Дарья Малышева, директор по фандрайзингу фонда «Рука помощи бездомным животным».
Конечно, недостаточно завести домашнего питомца, чтобы ребенок стал надежным и обязательным. Другое дело, если он оказывается активно вовлечен в уход: кормит, моет, выгуливает, дрессирует, играет с питомцем. Тогда животное, согласно исследованиям, учит его ответственности.
«Это какая-то дисциплина и самостоятельность, которая в ребенке развивается. На фоне котенка, щенка или любого другого животного он, возможно, впервые чувствует себя в более взрослой, ответственной позиции», — считает Дарья.
Если вы еще не готовы завести домашнего питомца, но хотели бы прививать ребенку ответственность, можно начать с поездок в приюты.
«Каждый день с 11:00 до 18:00 у нас открыты прогулки. Детей приходит очень много. Они хотят пообщаться, погулять, вычесать собак. Проявить какие-то моменты заботы и ухода за бездомными животными.
Дети всегда от них в ажиотаже. У нас была девочка, которая привозила родителей по своей инициативе даже в 30-градусный мороз. То есть ей это было очень необходимо.
Все-таки главная мотивация детей — любовь к животным, которая еще в таком возрасте ничем не «поросла». У кого-то она со временем пройдет, но сейчас, в детстве, она еще очень активная», — говорит Дарья.