Скандалы, интриги, истерики: почему детям бывает сложно справиться с эмоциями и как им можно помочь

Детские истерики, капризность и неожиданные перемены в настроении по достоинству называют самыми сложными испытаниями родительства. Эти эмоциональные кризисы бывает сложно понять, предугадать и еще сложнее отреагировать на них так, чтобы справиться самому и помочь ребенку.

Разобраться с этим важно по ряду причин. Исследования показывают, что способности к регуляции эмоций и самоконтролю предсказывают будущее здоровье, уровень дохода и уровень преступности лучше, чем интеллект и социальный класс. Другие исследователи демонстрируют, что саморегуляция является залогом успеха в обучении, отношениях с людьми и, видимо как следствие, счастья. А некоторые специалисты считают, что это лучшее, что родители могут передать детям во взрослую жизнь.

Нейробиолог и мать четверых детей Эрин Клабоу определяет саморегуляцию как способность замечать и обрабатывать собственные эмоции прежде, чем переходить к действиям, и вести себя так, чтобы достигать целей, принимая в расчет потребности других. На примерах из нейробиологических исследований Клабоу показывает, что саморегуляция является сложным явлением и «складывается» из нескольких других навыков: креативности, эмпатии и самоконтроля. По словам Клабоу, тренировка и развитие любого из них приводит к улучшению остальных.

Исследователям также давно известно, что детский мозг не такой же, как у человека в зрелом возрасте, и дети вообще — не просто маленькие копии взрослых, как думали в Средневековье.


Определенные отличия наблюдаются в том числе в областях мозга, связанных с саморегуляцией. На 50-90 процентов то, как разовьются и как будут функционировать эти области, зависит от генетики, однако мозг в том числе поддается воздействиям внешней среды. На формирование одной из его частей, которая играет первостепенную роль в успешной саморегуляции — префронтальной коры, — отводится длительный период, который начинается в утробе, протекает под влиянием заботящихся взрослых и продолжается вплоть до взрослого состояния (по некоторым данным, полное созревание наступает не раньше 25 лет).

Да, возраст является важной составляющей стиля поведения и проявления эмоций человека. Для детей совершенно нормально не уметь справляться со своими переживаниями самостоятельно, а наказывать их за это — просто бессмысленно. Однако и родителей винить в «плохом» поведении ребенка не стоит, потому что они тоже являются «заложниками» нормальных возрастных особенностей поведения своих детей. И все же роль взрослого в развитии этого навыка существенна, и лучшее, что могут сделать родители, — это показывать, как себя вести, личным примером и ждать-ждать-ждать, когда ребенок подрастет.

С точки зрения эволюции медленное развитие человека в целом и его мозга в частности обуславливается важным преимуществом в виде возможности адаптации под среду, жизненные ситуации и окружающих людей. Такое свойство мозга подстраиваться на ходу называют пластичностью, и оно наиболее ярко выражено именно в детском возрасте. И несмотря на то, что стиль регуляции эмоционального состояния взрослого можно изменить, опыт, полученный в детстве, влияет на поведение довольно сильно, а «здоровые» модели поведения закрепляются в детском возрасте легче и быстрее.




С эффективной эмоциональной регуляцией не рождаются

Базовые эмоции практически полностью контролируют поведение маленьких детей: негативные эмоции обычно направлены на избегание и прекращение неприятных ощущений или же на восполнение физиологических потребностей (еды, тепла и прикосновений). Малыши способны к простым действиям, направленным на самоуспокоение, вроде сосания пальца или раскачивания из стороны в сторону, но этого может оказаться недостаточно для того, чтобы справиться с сильными эмоциями.

Часть нервной системы, которая считается физиологической основой саморегуляции и с которой начинается развитие этого навыка, называется вегетативной нервной системой. Она контролирует работу внутренних органов, жизненно важных функций (как сердцебиение, пищеварение и дыхание), а также отвечает за возбуждение и релаксацию организма, которые определяют, как человек себя ощущает. Важные для будущей регуляции эмоций особенности вегетативной нервной системы начинают формироваться еще в утробе, и их активное развитие продолжается в течение первого года после рождения. В этот период в организме отлаживаются процессы, которые поддерживают функционирование всего тела, а посредством взаимодействия с заботящимися взрослыми в нервной системе и мозге закладывается фундамент для развития сложных когнитивных функций, к которым относится и регуляция эмоций.

Теория, которая демонстрирует, как состояние вегетативной системы влияет на физиологию и эмоциональные переживания человека, и как они, в свою очередь, определяют его поведение и психическое здоровье, была предложена психиатром и нейробиологом Стивеном Порджесом в 1994 году; она называется поливагальной теорией.

Центральное значение в ней играет блуждающий нерв, который соединяет мозг с другими внутренними органами и контролирует реакции тела на стресс. Разные части блуждающего нерва отвечают на стрессовые ситуации по-разному: более примитивная часть, дорсальная ветвь, способна только к очень простым «животным» реакциям, вроде оцепенения и страха, в то время как более развитая часть этого нерва, вентральная ветвь, обеспечивает сложное поведение, предполагающее самоконтроль и поддержание дружественного социального взаимодействия. Так вот, для развития более продвинутой части блуждающего нерва детям какое-то время требуется обучаться саморегулированию у взрослых — через наблюдение и общение с ними.




Что происходит на уровне мозга

Центральными областями мозга, взаимодействие между которыми влияет на эмоциональное состояние и поведение человека, являются миндалевидное тело (оно же миндалина и амигдала) и префронтальная кора. Миндалевидное тело моментально реагирует на происходящие события и формирует быстрый эмоциональный ответ, сигнализирующий о степени опасности происходящего. Префронтальная кора участвует в анализе информации, критическом мышлении, принятии решений и планировании сложного социального поведения и созревает у человека дольше всех остальных частей мозга.

Связь между этими областями прослеживается как на анатомическом уровне, так и на функциональном, то есть, когда человек находится в стрессовой или просто новой ситуации или от него требуется принятие сложного решения, они активируются вместе. Причем у ребенка доминирующую роль в их взаимодействии играет миндалевидное тело, эволюционно более «древняя» структура мозга, а у взрослого «решающим голосом» обладает префронтальная кора. То есть у ребенка процесс осмысления происходящего не успевает включиться, потому что его миндалина «сильнее» префронтальной коры, но обычно со временем это меняется. Полноценное созревание и обретение контролирующей функции префронтальной коры над миндалевидным телом приводит к более взвешенному и рациональному поведению и самоконтролю, но этот процесс занимает годы.




Как взрослые участвуют в развитии саморегуляции ребенка

Родители становятся источником регуляции эмоций маленького ребенка и как бы заменяют ему еще не развившиеся у него функции префронтальной коры. Это прослеживается в том, как в новой или пугающей ситуации ребенок регулярно смотрит за реакциями родителя и копирует их; и чем младше ребенок, тем в большей степени он будет перенимать эмоции и поведение своих взрослых, сверяя по ним свои эмоциональные «часы». Так происходит неявное обучение тому, чего стоит бояться и избегать, а что не представляет опасности.

Эрин Клабоу пишет, что чем чаще родитель демонстрирует желательные, социально приемлемые и безопасные модели поведения, тем сильнее в мозге ребенка укрепляются нейронные связи, отвечающие за соответствующий стиль саморегуляции. Впоследствии, чем сильнее эти связи в мозге, тем выше вероятность, что они «сработают» у ребенка в нужный момент.


Вот несколько советов для родителей, которые хотят учитывать научные представления о развитии саморегуляции:

  • не избегайте негативных переживаний ребенка, признавайте право на их существование и проявляйте эмпатию;
  • учите детей замечать и называть свои чувства и ищите решения вместе;
  • выражайте весь спектр своих эмоций, а не только негатив (например, в форме ненасильственного общения);
  • не наказывайте ребенка за то, что он себя плохо чувствует и не может справиться с этим самостоятельно, это контрпродуктивно;
  • учите детей успокаиваться с помощью специальных практик: например, переводить внимание на что-то интересное и переоценивать ситуацию;
  • следите за тем, чтобы атмосфера, в которой ребенок находится большую часть времени была позитивной, а люди, которые его окружают, могли эффективно контролировать собственные эмоции и поведение.

И последнее: помните, что, хотите вы того или нет, для ребенка ваше поведение — пример для подражания. Они следят за вами, а потом копируют. Именно поэтому важно, чтобы вы сами совершенствовались в выражении своих эмоции и вели себя в неприятных ситуациях и повседневной жизни так, как хотели бы, чтобы себя вел ваш ребенок.