Обустроить детскую и не сойти с ума: отрывок из книги «Удобный дом. Легкость и свобода в быту»

Юлия Смирнова называет себя гармонизатором пространства и помогает людям и организациям сделать их квартиры и помещения максимально комфортными, приятными, красивыми и эргономичными. Сейчас она работает над книгой, которая называется «Удобный дом. Легкость и свобода в быту». НЭН публикует главу из издания, которое Юлия надеется выпустить с помощью краудфандинга, посвященную организации пространства в детской комнате.


ЧАСТЬ 1: ЕМКОСТИ, РАЗМЕЩЕНИЕ И ДРУГИЕ СЕКРЕТЫ

По поводу детской комнаты возникает очень много вопросов. Вообще, об организации детской среды в доме можно целую книгу написать. Выбор отделочных материалов, расположение функциональных зон, подбор мебели для растущего организма, цветовые решения и их влияние на психику ребенка... Нюансов очень много, и все они важны. Но в этой статье мы будем разбирать только вопросы, связанные с хранением.

Итак, в чем особенность организации хранения в детской? В том, что здесь собраны вещи самых разных категорий: одежда, постельное белье, игрушки, книги, материалы для творчества, учебные принадлежности, спортивные снаряды, музыкальные инструменты — и это только базовый список категорий для детей младшего возраста. А у подростков будут еще гаджеты и зарядные устройства, сумки и рюкзаки, косметика и украшения, аксессуары, вещи, связанные с хобби.

Поэтому решение, продвигаемое большинством красивых интерьерных фотографий, — просто сделать открытые полки с одинаковыми красивыми корзинами — не самое удачное. Мало того, что в этих корзинах будет скапливаться пыль, так еще и хранить — складывать и доставать оттуда разнокалиберные вещи — будет совсем неудобно. Скорее всего, это выльется в то, что маленький ребенок станет опрокидывать корзину, разбрасывая все содержимое по полу. А сортировать игрушки по типам при складывании обратно ему сложно, если все емкости одинаковые, так что все будет просто сваливаться туда вперемешку.

На мой взгляд, открытые системы хранения, будь то корзины, ящики или полки, подходят только для:

  • небольшого количества наиболее часто используемых предметов (самые любимые игрушки и книги, которые достаются ежедневно);
  • выставки детского творчества (скромного размера — так, чтобы вытереть пыль там занимало не больше пары минут).

Итак, первый шаг: отложить наиболее часто используемые вещи (игрушки, книги). Если ребенок еще в том возрасте, когда некоторые занятия возможны только в присутствии родителей (например, конструкторы с мелкими деталями), то эти вещи тоже нужно отделить и убрать подальше.

Второй шаг: для часто используемых вещей организовать открытую систему хранения на высоте, доступной для ребенка. Между прочим, уже к полутора годам дети способны сами относить и складывать вещи на место. В этом возрасте ребенок находится в сензитивном периоде, когда он тонко воспринимает все, связанное с порядком. Важный нюанс: это работает, только если и у других вещей в доме есть свои конкретные места и взрослые на глазах у ребенка свои вещи раскладывают по этим постоянным местам.

Третий шаг: все остальное разложить по емкостям соответствующего размера и убрать в закрытые и/или более труднодоступные места. Дальше я еще вернусь к тому, зачем это делать.

А пока — какие именно места?

В целом, все решения по организации хранения детских вещей исходят из общих принципов, применимых ко всем зонам дома. Но давайте пройдемся по ним и подберем конкретные примеры.

1. Емкости

  • Для наборов игрушек из мелких деталей — всевозможные коробочки, небольшие пластиковые контейнеры, пакетики с зип-локом (грипперы) или простые мешочки, которые затягиваются вставленными веревочками.
  • Наборы из большого количества деталей, которые не помещаются в одну коробку или даже контейнер, можно хранить в сумках-ковриках: это торбы, которые раскладываются в одну плоскость, как коврик. После игры можно просто собрать игрушки в кучу на этот коврик и потянуть за шнурки — коврик стянется в сумку.
  • Если используете большие пластиковые ящики, то лучше на колесах. Даже легкие пластиковые контейнеры под весом игрушек становится не так просто перетаскивать, даже взрослым. А вот катать ящики (и кататься в них) любят все дети. Правда, есть у них и минус: от повышенных нагрузок во время детских игр колесики могут вывалиться вместе с куском днища. Самые простые пластиковые ящики без колес и ручек-застежек остаются целыми гораздо дольше.

2. Разделители

  • В детской они пригодятся для коробок или ящиков с материалами для творчества. Можно купить контейнеры-органайзеры с разделителями, а можно просто сделать разделители из плотного картона и вставить в обычные коробки из-под обуви. И тогда карандаши, фломастеры, восковые мелки, кисточки, ножницы и многое другое можно будет хранить в одной коробке, не смешивая в кучу. Для каких-то игрушек может подойти жестяная баночка с разделителями для чая — у нас в такой, например, лежат наборы игр с парными карточками.
  • На книжных полках пригодятся ограничители. Они не дадут книгам падать и вываливаться сбоку, если у вас открытые торцы. Нюанс: если книг много, нужно использовать ограничители не только по краям, но и еще и парочку в середине, иначе нагрузка получается слишком большой, и они падают вместе с книгами.
  • А для самых маленьких детей лучше всего подойдут специальные полочки, на которых книги стоят анфас, в несколько рядов. Ребенку гораздо проще ориентироваться в своих книгах, когда он сразу видит лицевую сторону обложки, и это дополнительно стимулирует его к чтению. Чтобы книги были лучше видны, в задний ряд ставим самый большой формат, в передний — самый маленький. Получится красиво и соблазнительно, как в магазине. Такую полочку можно сделать самостоятельно из обычной книжной полки, закрепив вдоль нее невысокие бортики в один или несколько рядов (высоту бортиков лучше подбирать под размеры книжек). А можно и купить готовую.

3. Неиспользуемое пространство

  • Самое простое решение, которое можно реализовать где угодно, — это подвесные мешки или сетки-авоськи. Просто закрепите на стены крючки, куда можно будет все это вешать. Если подобрать необычные крючки и красивые мешки/сумки, то все вместе может смотреться оригинально и симпатично.
  • Интересное решение для мягких игрушек — клетка. Она может быть деревянной или металлической. А для мячей можно сделать клетку на простой полке, добавив к ней несколько гибких «прутьев» из толстой лески, синельной проволоки или резинки.
  • Если детей несколько или ребенок очень любит творить, мастерить что-то руками, то стоит сделать большую столешницу, которая займет в длину всю стену, со встроенными по бокам шкафами-пеналами под потолок. Визуально они не будут «съедать» пространство так, как это делают обычные отдельно стоящие шкафы, при этом в детской появится много мест для хранения.
  • Простенок между шкафом и стеной комнаты можно заполнить узкими полками с контейнерами-цветочницами или выдвижной секцией.
  • Двухъярусные кровати и кровати-чердаки помогают здорово сэкономить пространство и очень любимы детьми. Даже если ребенок один, стоит поставить ему кровать-чердак, под которой будут полки и шкафчики для хранения игрушек, только оставьте место для игр в «домик», можно даже повесить туда небольшое бра и занавеску, которая будет служить дверью.
  • Подиум — интересное, хотя технически непростое решение. На нем может размещаться и кровать, и стол, и место для игр. А внутри можно предусмотреть пространство для хранения или, наоборот, спальное место. Там могут быть выдвижные ящики, в ступенях или в стенке подиума, или ниши с дверцами в полу подиума (хотя этот вариант наименее удобен и не очень практичен).
  • Гораздо проще — купить или заказать кровать со встроенными выдвижными ящиками. Там может разместиться большое количество вещей.
  • А вот просто под кроватью по возможности лучше ничего хранить. Во-первых, это усложнит уборку, ведь одно дело быстро пройтись шваброй под кроватью и совсем другое — вытаскивать и протирать каждый ящик или коробку. Во-вторых, пусть лучше там останется пространство для активных игр. Ползание по-пластунски отлично развивает мышцы и координацию, к тому же это хорошее место для пряток.
  • Стену над кроватью можно использовать, если повесить узкие полки. Там удачно разместятся книжки, которые ребенок любит читать перед сном, коллекции машинок или поделок.
  • В шкафу, где хранится детская одежда, особенно полезно бывает использовать внутреннюю поверхность дверцы, чтобы вещи по-максимуму находились в зоне доступности у ребенка, а не на верхних полках. Можно закрепить на дверцы кармашки-органайзеры для мелких вещей — носков, трусов, колготок и т.п. Такой органайзер можно купить готовый или сшить самостоятельно. Прикрепить его можно на монтажную вспененную клейкую ленту или пластиковые самоклеящиеся застежки-липучки (только не те, что для картин и фотографий). Выбирая монтажную ленту или застежки-липучки, смотрите, на какие нагрузки они рассчитаны. Дети могут с большой силой дергать кармашки или с размаху захлопывать дверь шкафа. Я бы рекомендовала выбирать крепления, рассчитанные не меньше, чем на 20 кг.

4. Складные и выдвигающиеся предметы

  • Можно использовать выдвижные дополнительные столешницы, если места для одного большого стола не хватает.
  • А если к ребенку часто приходят гости и при этом у вас нет стульев или табуреток, которые можно было бы притащить из других комнат, то купите парочку складных стульев. Хранить их можно, подвешивая на крюки в простенках у шкафа, внутри самого шкафа или просто на свободной стене.

5. Маркировка

  • Пока ребенок маленький, емкости с детскими вещами стоит маркировать, даже если они открытого типа (корзины). Наклейте или повесьте на них простые картинки с изображением того типа предметов, для которых они предназначены, - и ребенок гораздо быстрее научится сортировать вещи и раскладывать по местам. Это касается и одежды, и игрушек.

6. Специальные предметы

  • Очень пригодится вешалка-плечики для одежды, которую только что сняли с себя и будут надевать еще, не отправляя пока в стирку. Это может быть отдельно стоящий предмет или конструкция, закрепленная на стену. И никакой больше горы одежды на спинке стула! Между прочим, можно сделать классный интерьерный объект, прикрепив к стене остов старого стула.
  • Коллекции имеет смысл хранить под стеклом, чтобы на них скапливалось меньше пыли. Это может быть полка на стене или в шкафу или углубление в столешнице — конечно, у нее для этого должна быть достаточная толщина.
  • Листы ватмана удобно хранить в тубусе, который может висеть на крючке рядом с рабочим столом или в неиспользуемом углу.
  • В некоторых семьях очень любят настольные игры, но коробки с ними занимают много места. Чаще всего их складывают стопкой друг на друга, но это не очень удобно. Попробуйте выделить для них полку и поставить вертикально, как книги. А игры в маленьких коробочках можно так же вертикально сложить в корзину или ящик с крышкой.
  • Вертикальные лотки для бумаг и папки (простые, с зажимами, с разделителями, с файлами) подойдут для всевозможных вырезок, бумажных кукол и листочков с играми. Отдельную папку или даже отдельный лоток с несколькими папками — для каждого ребенка — стоит завести для детских рисунков.


ЧАСТЬ 2: ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Некоторые дети рисуют очень много, и родители оказываются в затруднении: что с этим делать? Рисунки — продукт творчества ребенка, его собственность, в которую, к тому же, вложены эмоции. Да и просто хочется что-то оставить на память. Я предлагаю такое решение: обсудить с ребенком и завести в семье традицию раз в неделю вместе выбирать из накопившихся новых рисунков лучшие — это пойдет на семейную выставку (выделенная зона на стене или на холодильнике), остальное - на выброс. На выставке получится еженедельная смена экспозиции. То, что уже сменяется, — фотографировать и выбрасывать (возможно, предварительно выбрав из них один лучший) или складывать в отдельную папку.

Для постоянного хранения рисунки можно переплести — сделать настоящую книгу. Или вставить в файловую папку. Ее можно декорировать — и будет приятно брать в руки, как семейный фотоальбом.

Варианты организации выставки детских рисунков:

  • Хендмейд-органайзер из деревянного обруча (можно взять основу от сломавшихся пяльцев) и прищепок.
  • Другой вариант органайзера: склеить вместе несколько рамочек, сделанных из крышек от коробок, обтянутых красивой бумагой или тканью.
  • Если к стене никак нельзя крепить (делать в ней дырки), то можно привязать веревку к карнизу или мебели и просто повесить рисунки на прищепках.
  • Если вам подходит вариант клеить прямо на стену (на обычный или двусторонний скотч, например), то можно нарисовать на стене или приклеить несколько бумажных рамочек, вырезанных из цветной бумаги или картона — они могут быть необычные, вычурные, будто сказочные. А рисунки затем так же клеить на стену внутри них.
  • Можно выделить для выставки целую стену или ее часть: обозначить цветным скотчем места для работ (наклеить его сеткой), прикрепить к каждому месту зажимы для бумаги или просто наклеивать рисунки в получившиеся ячейки.
  • Коллаж: вырезать кусочки из нескольких рисунков и наклеить их на основу — белый лист. Одинакового размера квадратики в несколько рядов, оформленные в лаконичную рамку, могут смотреться очень интересно, даже если это абстрактная живопись годовалого ребенка. Можно даже не резать реальные рисунки, а отснять или отсканировать их и сделать такой коллаж в электронном виде и затем распечатать.
  • Магнитная или магнитно-грифельная доска (вариант: окрасить магнитно-грифельной краской целую стену). Можно просто прижимать к ней рисунки магнитами, но интереснее приклеить магниты к рамкам или зажимам.
  • Пробковая доска, на которую можно крепить рисунки обычными канцелярскими гвоздиками. И не только рисунки, но и легкие поделки с петельками.

Еще один вопрос, который нужно разобрать в этой главе: как организовать место для творчества? Думаю, всем родителям хочется поддержать креативность в детях. Как ни странно, слишком активными действиями этот огонь можно и потушить ненароком.

Главный принцип здесь: материалы для творчества должны быть всегда в свободном доступе. По крайней мере, все то, с чем вы морально готовы оставить ребенка наедине.

Очень хороши в этом плане мольберты и доски для рисования, которые своим видом постоянно напоминают о себе и приглашают порисовать. Для всего прочего - красок и карандашей, пластилина и природных материалов, бумаги, ножниц и клея, ниток и бисера и т.д., и т.п. — можно подобрать подходящего размера контейнеры (очень желательно, чтобы они были прозрачными) или подвесной настенный органайзер с кармашками.

Кстати, в отличие от распространенной рекомендации немедленно убирать сломанные игрушки, с материалами для творчества лучше поступать наоборот: не бросаться сразу же чинить каждый затупившийся карандаш, а дать ребенку возможность на своем опыте понять и оценить, будет ли он рисовать и как.

Вообще, свобода заниматься тем, чем хочется в данный момент (например наглухо закрашивать одной и той же краской страницу за страницей дорогой раскраски с изящными узорами), свобода в любой момент начать и в любой момент закончить свое творчество, а также отсутствие оценок и интерпретаций результатов творчества со стороны взрослых («А что ты нарисовал? Это зайчик?») — вот самые важные условия для развития креативности.

Что касается организации — конечно, в идеале рекомендуется собрать все материалы для творчества в одном месте, ведь в порыве творения могут возникнуть самые неожиданные идеи, например о том, чтобы соединить в одной работе разные техники, собрать коллаж из разных материалов и т.д. И если каждый раз для этого нужно просить родителей достать нужные вещи, то этот энтузиазм легко потерять.

А если ребенку обычно удобно бывает расположиться, скажем, с красками на полу в кухне (побыть рядом с мамой, да и отмыть случайные следы краски вокруг альбома потом легко) или с карандашами на диване в гостиной — то почему бы не организовать для этих вещей местечки именно там? Если же ваш ребенок любит рисовать в разных местах, то для него удобен будет переносной органайзер с ячейками для карандашей-мелков-фломастеров-кисточек и т.д. и ручкой, как у чемодана или корзины.

Пожалуй, с идеями для хранения все. В завершение хочу акцентировать внимание родителей маленьких детей на двух принципах.

Во-первых, чем больше разнообразных предметов (игрушек в первую очередь) ребенок видит перед собой одновременно, тем сложнее ему сосредоточиться и качественно уделить внимание работе с каждым из них. В реальности изобилие игрушек выливается в то, что малыш каждые пару минут бросает одно и хватает другое. И получается, что даже самые «развивающие» игрушки не выполняют свою функцию, потому что для развития необходима сосредоточенность.

Во-вторых, дети до определенного возраста помнят только о том, что видят. И этот момент нам очень играет на руку, если мы хотим стимулировать ребенка больше заниматься чем-то конкретным.

Поэтому очень рекомендую практиковать принцип ротации игрушек (или «отпуск для игрушек»): оставлять на виду, в свободном доступе лишь небольшую часть, убрав остальное в закрытые места, и периодически заменять. Ребенок больше времени будет уделять каждой доступной игрушке, а при появлении в доступе других — больше им радоваться.

Бонус для родителей: это решение поможет избавиться от головной боли каждой семьи с маленькими детьми (или по крайней мере снизить градус напряжения) — когда пол по всему дому прекращается в сплошной «ковер» из игрушек.

И последнее. Те игрушки и одежду, из которых ребенок вырос (которые теперь ждут появления в семье младшего), а также все то, что лежит «на вырост» и пока не используется, я бы рекомендовала хранить вообще не в детской, а где-либо в других местах (кладовке, родительском гардеробе и т.п.). То есть так, чтобы детям эти вещи на глаза не попадались. Тогда вещи «на вырост» не успеют испортиться и надоесть раньше времени, а старые малышовые игрушки однажды очень обрадуют — при совместном разборе кладовки или после рождения младшего.