Спойлер: их мало, и они, в сущности, очень милые ребята
Не так давно телеграм-канал Mash выпустил материал о субкультуре домовцев. В нем говорилось, что это новое молодежное движение, поэтому мы очень заинтересовались темой. Но в процессе исследования выяснилось: домовцы ходят по нашим улицам минимум лет десять.
Кратко выражаясь, домовцы — это поклонники трехтомника Мариам Петросян «Дом, в котором…». Но они не просто тихо любят произведение, а копируют образы персонажей и их сленг. У каждого домовца есть своя кличка, как и во вдохновившей их книге.
Знакомые домовцы могут собираться своей компанией, чтобы пообсуждать любимую книгу или просто поболтать за жизнь. Однако периодически они устраивают меняльники — крупные сходки, во время которых домовцы меняются одеждой, украшениями, рисунками и прочими результатами творчества. Меняться всегда есть чем, потому что субкультура домовцев очень уважает фенечки и прочую самодельную бижутерию.
Для меняльника требуется принарядиться, создать безумный образ, но в повседневной жизни домовцы любят носить оверсайз, рваные джинсы и креативные стрижки с окрашиванием в яркие цвета.
Как и любая субкультура, основанная на одном произведении, субкультура домовцев очень камерная. В нее входят читающие дети с творческой жилкой, которые ищут чудеса в обыденности. Подумайте сами: чтобы стать металлистом, нужно слушать и любить один из десятка поджанров этой музыки, а чтобы стать домовцем — надо прочесть и полюбить одно-единственное произведение. Домовцев мало, и их ряды пополняются неспешно — через прочтение «Дома, в котором…».
Этот вопрос — самый интересный! Потому что первый том «Дома, в котором…» вышел еще в 2009 году. Книга мгновенно стала ужасно популярной среди подростков. Постепенно преданные читатели стали собираться вместе, чтобы обсудить любимое произведение, затем дошли до идеи копирования образов персонажей, а потом стали организовывать меняльники. В общем, домовцы ходят с нами по одним улицам минимум лет десять.
Почему же их не замечали? — спросите вы. Ответ довольно прост: со стороны домовца легко принять за хиппи или панка. Или вообще ни за кого не принять, потому что детей, обходящихся без обилия атрибутики, среди домовцев тоже много.
Трилогия «Дом, в котором…» принадлежит перу писательницы и художницы Мариам Петросян. Книги написаны в жанре магического реализма, который сам по себе — довольно на любителя.
История строится вокруг интерната для детей-инвалидов, который находится на стыке «наружности» и «изнанки» — то есть обыденного мира и параллельного. Книга полна тайн и недосказанностей, но описывает она, в сущности, то, как новичок вливается в устоявшийся коллектив. Вслед за главным героем мы исследуем тайны Дома, знакомимся с его обитателями и пытаемся решить, что лучше: «изнанка» или «наружность»? Выбор осложняется тем, что Дом, который их соединяет, будет снесен — и передумать уже не получится.
Мариам Петросян создала произведение, которое покорило подростков одновременно на двух уровнях: с одной стороны, она использовала старый троп о таинственной закрытой школе (и таких книг с фильмами — тысячи), с другой стороны, писательница выбрала очень необычный жанр — магреализм, который делает ее версию загадочного закрытого заведения еще более загадочной.
В Доме не в ходу имена — все, даже воспитатели и преподаватели, имеют клички. Обитатели Дома делятся на «стаи», объединенные образом жизни и ценностями. Свою общность они склонны выражать с помощью внешнего вида.
Именно это и копируют домовцы: они объединяются в группы по интересам, придумывают себе и другим клички, пытаются «вписать» своего персонажа в мир книги. Кстати, оригинальные романы практически не затрагивают жизнь девочек в Доме, поэтому девушки-подростки как бы переизобретают сеттинг произведения под себя.
После всплеска интереса со стороны СМИ домовцы затаились и не дают комментариев, потому что видели, как хоббихорсерам, квадроберам и фурри досталось от медиа ранее. В принципе, учитывая крайнюю малочисленность, характер участников (творческие дети, любящие читать) и созидательный характер меняльников, родителям не о чем беспокоиться. Максимум — ребенок придет со сходки не в своей одежде. Учитывая, что взрослых среди домовцев практически не водится, а субкультура существует уже давно, можно сделать вывод, что принадлежность к ней — явление временное и вполне безопасное.