Дорогие будущие матери!
Многим из вас нелегко уже сейчас — не для всех беременность оказывается веселеньким временем, полным счастливого ожидания (что бы это ни значило) и радостных приготовлений (WTF?!).
Зачастую женщины оказываются не готовы к тому, что беременность, роды и послеродовой период — это настолько трудно. И вишенкой на торте этих непростых открытий становится все еще очень распространенная и фактически повсеместная цензура на честный разговор вокруг материнства и его побочных эффектов.
Когда родился мой ребенок, я просто обурела от количества эмоций, изменений и невозможности принять их рассудительно и постепенно. «А вот твоя панама!» — сказало мне мироздание буквально через 15 минут после того, как мне показалось, что адская боль наконец-то утихла, дочь появилась на свет, а я не умерла (я всерьез намеревалась это сделать, потому что силы под конец 24-часовых родов начали стремиться к нулю).
Нет, все только началось. Началось то, о чем со мной никто никогда не говорил — материнство. Со всеми вытекающими — и очень часто буквально — последствиями. У меня ужасно болело все тело. Шрам от эпизиотомии, которая, к слову, оказалась для меня сюрпризом, ныл и казался огромным. Грудь начала превращаться в испещренные венами бидоны. А рядом со мной сопел человек. Маленький, с небольшим пятнышком запекшейся крови на голове — не домыли. И человеку нужна была я. Вот эта развалина, которая не может понять, что это такое с ней произошло…
И во время беременности, и после нее в моей голове постоянно что-то бурлило. У меня было сто миллионов вопросов и не меньшее количество ощущений. Я не могла их описать. И сегодня я понимаю, почему. Потому что слов у меня не было. Никто не говорил про изоляцию, бэби-блюз, лохии, тревожность, лактостазы, опустошение, страх. И отсутствие любви сразу после родов. Где эта ваша чертова любовь, которую все обещают?
В праздных разговорах, беседах с родственницами и подругами, в медиа и даже в благословенном интернете все эти темы были словно заблюрены. Запиканы, как матерные слова в телевизионных передачах. Во всем нужно было разбираться самой. И искать эти слова. Внутри себя и снаружи. Пытаться описать. И я очень жалею, что так мало уделяла этому внимания. Что только чувствовала и охреневала. И почти никогда ничего не говорила слух.
Поэтому я очень рада тому, что мне удалось стать причастной к запуску процесса этого самого говорения. Даже несмотря на то, что НЭН каждый день и не по разу критикуют за то, что мы что-то там омрачаем, сгущаем краски и запугиваем. Я знаю, что мы на правильном пути. И очень хочу, чтобы вы, дорогие будущие матери (да и вообще все женщины), говорили. Говорили постоянно. Называли свои чувства — и не боялись их. Это, знаете, как в фильмах про демонов: изгнать их можно только после того, как они скажут экзорцисту свои имена.
Я знаю, что говорить очень трудно. Во многом потому, что многие из нас выросли в семьях, где обсуждать свои чувства — а уж тем более чувства матерей — было не принято. Никто не помогал нам, когда мы были маленькими, найти и понять те эмоции, которые мы переживаем. Это был просто поток, в котором иногда можно было выловить за хвост гнев (который был, разумеется, недопустим, а значит, не проживался), восторг или боязнь. А всякие там оттенки эмоций и проблески наших желаний никого не интересовали. И женщины в наших семьях вздыхали и говорили про свои «кресты», «судьбу» и «что уж теперь».
А что теперь? А теперь нас прорвало. Да, нам непросто находить подходящие слова и строить их в предложения — но я знаю, как мы все стараемся. И это того стоит. Нам нужно научиться не забивать не себя, не проглатывать слова, не подавлять чувства.
Беременность и роды — огромное эмоциональное потрясение, которое влечет за собой все новые и новые открытия. Не стыдно не испытывать любви к своему младенцу, не стыдно пытаться понять, нормально ли это (это нормально), не стыдно говорить о своей усталости и жаловаться на нее (и другие неприятные вещи).
Поэтому, когда у вас родятся дети, пожалуйста, не бойтесь говорить обо всем, что с вами творится. Произнесенные вслух слова (или написанные в интернете, сейчас это почти одно и то же) порой способны спасать жизни. Все должно быть высказано. Чем больше людей слышат вас, замечают ваши радости и проблемы, узнают новые для себя слова и сталкиваются с доселе не известной им смесью эмоций, тем лучше для всех нас. Тем меньше обесценивается материнство. Потому что оно вовсе не «что тут такого, все рожали и ты родишь». Все гораздо сложнее.
И это не «современные мамаши стали такие слабые и чувствительные». Не ведитесь на эти разговоры. Все эти чувства, которые могут сбить вас с толку, были и будут всегда. Просто раньше о них было принято молчать. А вы — не молчите.