Иногда может даже показаться, что дети делают это намеренно и назло, когда в ответ на решительное родительское «Нет!» продолжают ползти в направлении стеклянной вазы или каменистого обрыва. Так почему же малыши так любят рисковать собой? На этот вопрос нам ответила семейная психотерапевтка и кандидатка психологических наук Румия Калинина.
Интересно, что слово «рисковать» имеет два основных значения, точнее оттенка значения:
— действовать, зная об опасности для себя или других, подвергать опасности себя или других (это скорее негативная коннотация),
— дерзать, осмеливаться, отваживаться, решаться, пробовать, пытаться, испытать счастье (положительная коннотация).
Ребенок рождается с определенным набором инстинктов («автоматических» форм поведения), которые, с одной стороны, позволяют ему выжить, с другой — развиваться и совершенствоваться с эволюционной точки зрения.
Если оставить за скобками инстинкты, связанные с удовлетворением физиологических потребностей (например, еда и сон), то можно выделить инстинкт самосохранения (страх) и инстинкт познания (интерес). При этом это два инстинкта-конкурента, то есть, они никогда не разворачиваются одновременно.
Исследования показывают (не сомневаюсь, что и в жизни вы это неоднократно наблюдали), что, если ребенок переживает страх, у него активизирован инстинкт самосохранения, его невозможно «отвлечь», чем-то заинтересовать, пока он не почувствует себя в безопасности.
Только в состоянии безопасности (как внутреннего состояния ребенка, а не с точки зрения кого-то другого) ребенок начинает проявлять интерес к окружающим стимулам — игрушкам, предметам, животным и так далее. И как только он заинтересовался чем-то, именно тогда он «забыл» про все возможные опасности: побежал за улетающим листиком, полез на стол за блестящим предметом, протянул руку к спящему животному.
При чем у каждого ребенка эти инстинкты выражены с разной интенсивностью.
Обычно дети с сильной нервной системой менее чувствительны к опасности и более любопытны. И даже упав с высоты и недолго поплакав, тут же пытаются покорить вершину, которая минуту назад им не поддалась.
А дети со слабой нервной системой более чувствительны, более осторожны, и их первой реакцией на что-то новое, незнакомое, будет скорее страх, чем любопытство.
Таким образом, если ваш ребенок «вечно куда-то лезет» — это замечательно!
Он познает окружающий мир, он экспериментирует — и да, в этот момент он «забывает» о безопасности.
И это уже задачи взрослого: контролировать ситуацию, чтобы ребенок не причинил себе вред, учить ребенка оценивать опасность ситуации, предлагать альтернативные способы познания окружающего мира.
Приведу пример. Ребенку интересен огонь. Он хочет его потрогать и тянет руку. Взрослый останавливает руку ребенка, чтобы показать его опасность.
Затем, чтобы позволить ребенку изучить его, предлагает подержать руку на расстоянии от огня, почувствовать его тепло, позволяет медленно приближать руку к огню, ощущая повышение температуры, пока ребенок сам не прекратит движение руки к огню из-за жара, или не отдернет руку. Так ребенок может удовлетворить свою тягу к познанию, не подвергая себя опасности.
Конечно же, не во всех случаях можно найти безопасный способ исследовать интересующую ребенка вещь, а потому единственное, что можно сделать — оградить ребенка от опасности (например, поставить заглушки в розетки или блокираторы на окна).
Однако каждый раз, когда ваш трехлетка радостно бежит обниматься с незнакомым волкодавом, вспомните о том, что он делает это не из вредности или непослушания, а просто потому, что его любознательность и тяга к исследованиям взяли верх. Он обязательно научится себя контролировать в потенциально опасных ситуациях, но на это требуется время.
Еще почитать по теме
Чек-лист: как сделать дом безопасным для ребенка