Что настоящие психологи думают о «Маше и медведе»

В конце октября (это вы уже все забыли, а мы помним!) газета «Известия» опубликовала заметку о том, что «Маша и медведь», один из популярных российских мультсериалов, назван психологами самым вредным для детей.

В общем и целом спорить с этим мнением сложно, однако в тексте злополучной новости совершенно отсутствуют намеки на имена специалистов, их возможные исследования и работы в области изучения влияния мультиков на и без того задерганных современных детей.

Конечно же, журналисты в большинстве своем знают, что «Известиям» с их знаменитыми полуночными сенсациями доверять не стоит. Однако это знание не мешает многим переписывать понравившуюся новость и выдавать за правду, сняв с себя всю ответственность пометкой «по сообщению такого-то издания». Другое дело, что о надежности того или иного источника информации ее потребители задумываются не так уж часто. Но мы взяли это на себя и провели небольшое расследование

Банальное кликанье по ссылкам на источники частенько может привести к неожиданным открытиям. В ситуации с «Машей и медведем» нужно сделать ровно три клика, чтобы оказаться на портале svopi.ru, который публикует рейтинг самых опасных для детской психики мультфильмов. Помимо «Маши и медведя» среди них числятся мультики уже из нашего детства – «Том и Джери» и «Губка Боб». Портал не ссылается ни на чье авторитетное мнение, просто повествует о недостатках этих мультфильмов.

«Маша представляет собой модель гиперактивного ребенка с явным дефицитом внимания. Помимо этого, она наглая, невоспитанная и эгоистичная. За массу неприятностей медведь ее почти не наказывает, а только лишь смиренно терпит ее выходки», – говорится на сайте.

Здравый смысл в этих словах присутствует. Поэтому мы решили копнуть глубже и выяснить, что квалифицированные и реально существующие психологи думают о вредности Маши для психики медведя и детей.

Например, профессор кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени Ломоносова, доктор психологических наук Лидия Матвеева подтверждает отрицательное влияние мультсериала.

В «Психологической газете» она рассказывает о том, что мультфильм «наносит вред детской психике, более того, она считает его «информационной бомбой, заложенной под российский менталитет». Отдельно заметим, что, комментируя эти слова, дружественный НЭН детский психолог Жанна Савенко заявила, что на самом деле такой бомбой является родительская лень. Но об этом позже. А пока вернемся к Лидии Матвеевой.

Специалист указывает на то, что вследствие просмотра «Маши и медведя» ребенок начинает думать, что все вокруг – лишь средства для достижения цели. На примере медведя для ребенка ослабевает авторитет отца, так как животное, превосходящее Машу по силе, размеру и возрасту, смиренно терпит все выходки девочки. А кроме того, главная героиня популярного мультика испытывает очень ограниченный спектр эмоций, не способна любить, сочувствовать, испытывать боль. По словам Матвеевой, даже не самый развитый ребенок по сравнению с Машей испытывает гораздо больше чувств и эмоций.

Ссылаясь на то, что любимые герои создают модель поведения для маленьких детей, Лидия Матвеева делает вывод о том, что Маша из мультфильма ничему хорошему детей не научит. И тут же заранее сваливает на нее вину за то, что будущие матери наших внуков откажутся от грудного вскармливания и обнимашек: «А как эта выросшая Маша будет относиться к собственным детям? Ведь не секрет, что современные матери часто отказываются кормить грудью своего ребенка, боясь испортить фигуру, и отказывают им во внимании и любви, когда они плачут в трехнедельном или в трехмесячном возрасте, или ближе к году, считая, что ребенок манипулирует ими своим криком. А на самом деле у ребенка просто кишечные колики или начинают резаться зубки, ему просто больно и страшно», – заключила доктор психологических наук.

Ранее на тему мультфильма высказывались и другие специалисты. Так, например, еще в прошлом году «Российская газета» опубликовала мнение заместителя директора Института психологии РАН Андрея Юревича о том, что современные мультфильмы не несут в себе воспитательной функции и созданы исключительно для развлечения, от чего страдает и траектория развития нашего общества.

«Бросается в глаза поведение современных мультгероев. Они постоянно кого-нибудь пинают и дубасят, причем младшие, например, Маша, уверенно пинают старших по возрасту, в чем тоже трудно не усмотреть характерный для молодых современников культ агрессивности и демонстративное неуважение к старшим, хотя и в смягченном виде. Кроме этого, возникает впечатление, что нынешние мультфильмы какие-то недобрые. У Маши из “Маши и медведя” лицо ребенка, от которого можно ожидать чего угодно», – обратил внимание Юревич.

На родительских форумах «Маша и медведь» тоже обсуждаются довольно активно. Правда, в основном, родителей тревожит только то, что детям мультфильм нравится настолько сильно, что они не могут от него оторваться. И в отличие от психологов, родителей само поведение Маши и смысловая нагрузка серий вовсе не смущают, большинству даже мультфильм нравится (тем, что он яркий и смешной).

По сообщениям с форумов можно сделать вывод, что родители чаще не разрешают детям смотреть мультфильмы с насилием (точнее с тем, что они под этим понимают): «Ну, погоди» или, например, «Том и Джери». Тем не менее, эксперты эти мультики не считают вредными, поскольку в них якобы заложена определенная мораль. К примеру, тот же Том – это герой отрицательный, а Джери вроде как положительный. Кот ведет себя неправильно и агрессивно и весь мультфильм выстроен так, что ребенок болеет именно за мышонка, симпатизирует ему (хотя нелишним будет отметить, что и он порой делает запредельно издевательские вещи и доводит кота).

Здесь же стоит добавить, что в случае с «Ну, погоди» не все так однозначно. Недавнее исследование о влиянии мультфильмов на детей показало, что многие дети симпатизируют именно волку, потому что, по их мнению, заяц его постоянно обижает.

В той же статье «Российской газеты» Вячеслав Назарук, художник-постановщик мультфильмов «Крошка Енот», «Мама для мамонтенка» и серий про кота Леопольда объяснил разницу между мультфильмами. По его словам, мир ребенка во многом строится из различных запретов, в «Ну, погоди» ребенок видит, что запреты нарушаются. И это создает своего рода психологическую реабилитацию для него, погашая таким образом его желание узнать, что же будет, если нарушить запрет. К Маше же отношение другое:

«А Маша – хулиганка, она мучит медведя, она просто настоящее исчадие ада. Что происходит дальше? Мы привыкаем к этому. Да, психологическая реабилитация начинает работать, но она зашкаливает», – говорит Назарук.

«Вспомните «Золотую антилопу», «Котенка по имени Гав»… Ведь ничего особенного нет в этих мультфильмах. Ребенок смотрит их и улыбается, после этого он готов взять любое животное на ручки, гладить его, угостить вкусненьким. В нем рождается доброта», – добавил он.

В свою очередь РИА Новости приводят слова главного научного сотрудника Института психолого-педагогических проблем детства РАО Веры Абраменковой. Она отмечает, что современные родители не стараются развивать в своих детях такие качества как доброта, справедливость и жалость.

«Замечательный, казалось бы, мультфильм «Маша и медведь». Но, по сути, там происходит издевательство ребенка над взрослым. За медведем стоит образ взрослого, немного заторможенного, но адекватного человека. Он способен только обижаться. Перерабатываясь в сознании ребенка, это усваивается как возможность обращаться так со взрослым», – отметила Абраменкова.

Сами создатели мультсериала опровергли информацию о том, что их мультфильм является вредным для детской психики. Справедливости ради стоит отметить, что конкретных фактов, ставящих под сомнение мнения психологов, названо не было. В пресс-службе просто подчеркнули, что после публикации новости о том, что «Маша и медведь» является вредным мультфильмом, президент Ассоциации детских психиатров и психологов Анатолий Северный сделал независимое заключение о том, что российские психологи не давали такой оценки, и новость про рейтинг – антиреклама.

Несмотря на то, что в прессе нам так и не удалось найти положительных отзывов психологов о мультфильме «Маша и медведь», это вовсе не означает, что альтернативного мнения у специалистов нет. Мы обратились к упомянутой выше Жанне Савенко и вот что она нам сказала: «Нормальная совершенно Маша, непосредственная и без родителей (вот Пеппи Длинныйчулок тоже ела сладости вместо рыбьего жира, родителей-то нет). Детям прикольно ассоциировать себя с таким персонажем. А родителям лень прокомментировать и объяснить, что копировать все выходки Маши не стоит: «Вот какая Маша невоспитанная, зато смотри, какая она веселая. Хорошо быть добрым и воспитанным, как ты, и веселым, как Маша. Не стесняйся, проявляй себя, но медведя за уши не дергай”. Все можно обсуждать и объяснять ребенку. А то получается, что у мультика больше авторитета, чем у родителей. Ну значит, сами родители бестолочи».