Реабилитационный центр «Три сестры», который оказывает помощь взрослым и детям с двух лет после перенесенных инсультов и травм, подготовил к выпуску новый номер своего журнала о медицине и культуре здоровья. На этот раз выпуск посвящен детскому здоровью, одной из самых волнующих родителей тем. Поэтому мы попросили у сотрудников редакции разрешение взять на публикацию один из текстов, который войдет в будущий номер и получили положительный ответ. Итак, вот вам премьера материала центра «Три сестры» о том, как подготовить ребенка к медицинским манипуляциям. Автором текста выступила редактор «Трех сестер» Диана Карлинер.
Почти все дети боятся уколов, лечения зубов, а вид белого халата может вызвать истерику. Еще сложнее приходится детям, вынужденным часто посещать врачей, находиться на длительном лечении, готовиться к операциям. В помощь ребенку психологи рекомендуют родителям и медицинским работникам использовать игру до, после и во время медицинских манипуляций. Игра помогает ребенку справиться с переживаниями и смягчить травматичный опыт в больнице. Этот метод называется medical play и широко применяется в медицине в странах Европы и США.
Первым осознанно начал использовать игру в практике детской психотерапии Фрейд. Он считал, что ребенок способен через игру преодолеть страхи и справиться с переживаниями.
К этой идее Фрейд пришел, наблюдая за игрой своего племянника. Когда мама уходила, ребенок доставал деревянную катушку, обвитую ниткой, забрасывал катушку под кровать так, что она исчезала, и произносил: «о-о-о-о!». Затем снова вытаскивал катушку за нитку и встречал ее появление радостным «тут». Так он делал много раз, пока не приходила мама.
Ребенок не только утешался игрой. Он отыгрывал опыт исчезновения матери и пытался пережить новую для него ситуацию.
Медицинский психолог, психотерапевт Александр Кудрявицкий: «Благодаря игре у ребенка появляется целительное ощущение, что он может участвовать в своем лечении и влиять на этот процесс. Вместо роли потерпевшего ребенок в игре принимает роль активного участника. Игра дает возможность ребёнку из объекта стать субъектом».
Медицинский психолог Центра им. Рогачева и фонда «Подари жизнь» Наталья Клипинина: «Нужно разделять игротерапию как лечение с помощью игры в психотерапии и medical play. Если ребенок уже получил травматичный опыт и активно выражает свои переживания (проявляет агрессию к заболевшему брату/сестре, притворяется заболевшим и т.д.), вероятно, нужна помощь психолога, который обладает нейтральностью и знает, как правильно использовать игру в терапии».
Разберем несколько ситуаций
Н. Клипинина: Похоже, что у ребенка уже был негативный медицинский опыт или он слышал что-то плохое о врачах. Первое, что нужно сделать, — объяснить, что с ребенком происходит и почему возникла необходимость поехать в больницу. Такой разговор поможет сохранить у ребёнка чувство безопасности. Замалчивание приводит к обратному эффекту.
Во время разговора можно рисовать, чтобы ребенок мог представить, что его ждет. Это представление должно быть реалистичным: если ребенку предстоит МРТ, значит, схематично рисуем аппарат МРТ. Не нужно говорить, что будет не больно, если это не так, и обещать невыполнимого, если ребенок это потом не получит или вы в этом не уверены сами. То, что говорят родители, должно быть правдой, иначе ребенок не поверит в следующий раз.
Важно создать позитивный образ больницы и врачей, чтобы было не страшно. Можно нарисовать ребенка в халате доктора. Можно заранее прочитать, а потом взять с собой в дорогу книгу о добром докторе Айболите или любую другую книгу о том, как зверята лечат друг друга, или про детей, которые создали лесную клинику. Лечить и ухаживать за кем-то — одна из любимых фантазий детей.
В больнице вы можете предложить ребенку вместе выполнить какое-нибудь интересное задание: найти цветную комнату или фонтан (если он есть), посчитать деревья на территории, посмотреть, какие цветы растут рядом. Так ребенок будет чувствовать себя не наблюдателем, а активным участником в этой поездке.
Попросите у врача или медсестры после приема небольшой медицинский предмет для дальнейшей игры. Игра после пережитого опыта поможет ребенку выпустить неприятные эмоции, а взрослому понять, что ребёнку доставило дискомфорт. А еще у каждой девочки или мальчика может быть игрушечный набор доктора.
Н. Клипинина: Предыдущий опыт боли формирует у детей негативное мнение о медицине в целом и усиливает восприятие боли в последующем. Важно проконсультироваться с врачом о препаратах и способах обезболивания, даже если речь идет о кратковременной процедуре.
В некоторых американских клиниках для забора крови используется машинка, которая имитирует аварию с пальцем. При столкновении незаметно делается небольшой порез и медицинский сотрудник берет кровь на анализ. Ребенок понимает, что в аварии может произойти что-то неприятное: такая игра позволяет отвлечься и почувствовать себя героем интересных событий. «Ранение», полученное в игре, воспринимается иначе, чем травма от медицинских процедур.
В России редко пользуются шприцами неформального вида. Но вы можете предложить ребенку аналогичный инструмент: пусть он сам возьмет шприцем «кровь» у игрушек или у родителей. Привлечение детей к медицинскому сообществу позволяет снять стресс, подготовиться к манипуляции. Не забывайте поддерживать интерес ребенка во время самой процедуры: он может выбрать, из какой руки взять кровь, подержать повязку, которая потом пригодится, или следить за песочными часами. Это дает ощущение равноправия и контроля над ситуацией.
Совет. Не просите ребенка сдерживать свои эмоции. Если ребенку хочется кричать — не мешайте ему в этом. Эмоции помогают справиться с болью и пережить неприятную ситуацию. Фразы «ты же мальчик» или «ты уже такая взрослая, потерпи» не работают. Они увеличивают уровень стресса и ощущение боли во время процедур.
А. Кудрявицкий: Здесь очень важен этап подготовки к процедуре, потому что обычно дети быстро забывают про гастростому после ее установки (если это была ожидаемая процедура). Гастростому устанавливают под наркозом, поэтому человек только первые несколько минут чувствует дискомфорт. Если же с детьми заранее не поговорили об этом, они могут пытаться вытащить жизненно необходимые стомы и катетеры из своего тела, просто не понимая, что это и для чего, или желая их рассмотреть поближе.
Визуализируйте, почему так важно установить гастростому: нарисуйте ребенка с трубочкой и покажите, как по ней поступает пища. Вы можете рассказать историю, почему важно доставить еду в желудок. Когда еда перестает поступать, желудок превращается в пустой термос, на стенках которого живут бактерии. Еда нужна не только для восстановления сил, но и для того, чтобы наполнить его хорошими бактериями и витаминами. Предложите ребенку вместе установить гастростому мишке, например, используя коктейльную трубочку. В процессе игры ребенок может уговаривать мишку согласиться на процедуру.
Совет. Играйте с ребенком только тогда, когда ребенок готов с вами играть.
Н. Клипинина: Важно спросить у ребенка, что именно пугает. Иногда дети боятся громкого звука бормашины — можно предложить беруши или плеер с приятной музыкой. Страх может вызывать боль и вид шприца. Если вы поймете, чего боится ребенок, медицинскому персоналу будет понятнее, как себя вести. Сейчас есть стоматологические клиники, где на потолке показывают мультики, пока врач лечит ребенку зуб. Переживая что-то неизбежное и неприятное, ребенок получает бонус в виде мультфильма. Вынужденное положение жертвы заменяется ощущением превосходства: ведь остальные посетители в данный момент не могут наслаждаться мультфильмом, доступным ему.
Бонусом может стать вознаграждение из «коробки храбрости» (ящик, в который родители могут положить сладости, книги и игрушки). Если речь идет об избавлении от молочного зуба — можно вспомнить историю про Зубную фею и выбрать с ребенком специальную коробочку, в которую он потом положит этот зуб. И заранее посмотрите с ребенком мультики, в которых герои оказываются в подобных ситуациях. Например, как свинка Пеппа или Фиксики готовятся к потере зуба.
А. Кудрявицкий: Хорошо бы найти доктора, который расскажет, какие машины для лечения зубов у него есть, что они приносят пользу людям и что не нужно их бояться. Предупредите ребенка, сколько будет длиться процедура. Нам проще пережить ситуацию, когда мы понимаем, когда она закончится.
Н. Клипинина: Когда мы живем в пространстве, где пандусы есть на вход в метро, а на выходе их нет, — стеснения избежать крайне сложно. Мы не можем требовать от ребенка, чтобы он не стеснялся, когда общество противостоит этому. Когда вокруг нас много людей на колясках, есть доступная среда, люди ходят в медицинских масках, осознавая ответственность перед своим здоровьем и заботясь о других, — стеснения нет.
Можно смотреть с детьми ролики с участием паралимпийцев, которые, несмотря на сложности, добились признания общества и развили уникальные качества благодаря своей болезни. И к счастью, индустрия протезов и колясок развивается на уровне современных гаджетов, которые превосходят возможности человека (можно развить высокую скорость на коляске, пользоваться не рукой, а особой кибер-рукой). В таком случае дети чувствуют себя супергероями. Важно, чтобы общество и родители не акцентировали внимание на проблеме и относились к людям с инвалидностью так же, как и к другим людям.