«Ужаса — потому что рождение ребенка вызывает такие же ощущения, как и встреча со смертью: невозможность отменить случившееся, как-то повлиять. Бессилия перед какой-то внешней силой. Глядя на своего ребенка, ты сталкиваешься с чем-то потусторонним, не укладывающимся в голове, и это пугает. Восторга — просто потому, что маленькое, похожее на тебя существо вдруг чихнет, зевнет или улыбнется во сне. Потому, что этого никогда не было раньше на свете, а теперь есть», — описывает Реваз свои ощущения от родительства.
Проект «Блаженство превращения в маму» состоит из нескольких снимков, на некоторых из которых мы видим обстановку, в которой зарождается чудо материнства, а также женщину с младенцем и обычные ситуации, которые с ними происходят — кормление, сон, быт, обрастание доселе не нужными двум взрослым людям вещами и предметами.
Как говорит Реваз, «роль свидетеля-фотографа выступает очень точной метафорой роли мужчины в целом».
«В моем организме не происходило никаких физиологических изменений. Я не привязан к ребенку его потребностью в молоке. Мой распорядок дня не изменился – в декретный отпуск ушла она. Мне не надо ограничивать себя в продуктах питания и лекарствах.
Они вдвоем – мама и ребенок – являются действующими лицами. Я нахожусь за скобками уравнения. Даже при всем моем желании, я ничем не могу помочь жене пройти через эти метаморфозы, кроме как поддержкой и оттягиванием части бытовых дел. Я получаю психологическую передышку от осознания факта рождения ребенка, появления нового человеческого существа, находясь на работе, а она вынуждена принимать этот факт круглосуточно, находясь рядом с ним наедине. Я не могу покормить его, когда он просыпается по ночам. Я не могу ей помочь справиться с гормональными изменениями в организме. Через все это она должна пройти сама», — отмечает он.
Качарава сравнивает начало материнство с полетом в космос — со всеми сложностями и одновременно прелестями, с которыми он неизбежно сопряжен. Кажется, это действительно правильное и достойное сравнение.