Ирина Зезюлина, мама полуторагодовалой девочки, написала для НЭН колонку о том, почему ей не близки идеи насильственного раннего развития и как она помогает дочери расти и изучать мир в ее собственном темпе.
— Это козлик, он делает «ме-ме», это корова, она делает «му-у-у-у», а это твоя мама, она делает «буэ-э-э», потому что терпеть не может всю эту картонную литературу.
Моей дочери полтора года. Она любит проводить обыски в гардеробной, делать из собаки неврастеника и бить ложкой по полу — короче, она ребенок. Я, как любая мать, хочу, чтобы она выросла успешным и счастливым человеком.
Умные тети из ютюба уверяют, что человек в полтора года должен говорить 40 слов, знать значение Пи до двадцатого знака и рисовать акварелью закаты (может и не совсем так, но я слышу именно это). Сорок слов? Серьезно? Загибаю пальцы, про себя проговариваю: «мама», «папа», «баба», «дай», «ага», «да»… А «кыли-кыли» считается за одно слово или за два? Как ни крути, сорока слов не наскребем. Все. Это конец. Уже вижу, как дочь проваливает экзамены в университет, подсаживается на наркотики или становится бьюти-блогером. Нужно срочно «развивать» ребенка!
Те же умные тети показывают, как здорово можно в игровой форме научить малыша чему-то новому. Чувство вины берет верх над ленью, и вот я вырезаю геометрические фигуры из цветной бумаги. Две чашки чая, шоколадка, один забинтованный палец — и вот «учебное пособие» готово. Искоса на меня поглядывает дочь. Идем, говорю, будем развиваться, а то ходишь тут вся такая не развитая, как инфраструктура Зимбабве.
Может, я делаю что-то не так, но каждый раз, когда я пытаюсь показать что-то важное, ребенок притворяется тяжело больным или пятится к двери с таким видом, будто у него неотложное совещание. Ну я и не настаиваю, попробуем завтра или с понедельника, а лучше, когда досмотрю последний сезон «Ходячих мертвецов». Подумаешь, сорока слов она не знает! Лексикон моего бывшего директора состоял примерно из такого же количества слов — и это с учетом мата.
Развитие. Зачем нужно это самое развитие? Мое детство выпало на лихие девяностые. Из приличных игрушек дома был резиновый Куклачев и робот из сигаретных пачек. Вот думаю, кем бы я выросла, если б мной «занимались» так, как модно сейчас? Может быть, знание форм и цветов в полтора года привело бы меня к Нобелевской премии, пальчиковая гимнастика сделала бы полиглотом, а карточки Домана открыли бы дар к ясновидению? Увы, в семье не было кинетического песка, приходилось ковыряться в обычном. На развивашки я ходила к бабуле, которая научила меня петь матерные частушки и ругать Ельцина. Кем бы я стала, будь у меня бизиборд? Вопросы из серии «если бы, да кабы».
Но вот я здесь, взрослая, умная, читающая (именно так рассказывает мама сотрудницам на работе), и мне совершенно не хочется принудительно «развивать» своего ребенка.
Сейчас о таком говорить в голос даже как-то стыдно. Ведь развивать — это так модно. Будто не ребенка завели, а персонажа в компьютерной игре. И теперь главная задача — разогнать его способности максимально, чтобы не человек, а прямо маг 80-го уровня.
— Вы не посещаете бэби-йогу? Да вы что!? Это же так важно! Наш Яков благодаря занятиям в восемь месяцев уже сказал свое первое слово.
Наверное, это было «ПОМОГИТЕ».
С другой стороны, назвался груздем — полезай в лукошко, родила ребенка — занимайся с ним. Не то чтобы я этого не делаю, просто не считаю слишком важным. Ребенок должен сам сесть, сам поползти, пойти, заговорить и так далее, а родители просто предоставляют для этого комфортные условия. К тому же все эти занятия — это скучно. Скучнее, чем пазл из трех элементов, может быть только пазл из двух элементов.
Сразу вспоминается подружка, которая делилась опытом изучения алфавита с трехлеткой: «Я ей десять раз написала букву ‘О’, десять раз проговорила — ‘ООООО, ОООО, б.ть’! Переворачиваю страницу, спрашиваю что это за буква? А она отвечает: ‘Буква ноль! ’ — видимо, технарь растет».
Индустрия «раннего развития» как бы намекает: ты плохая мать, но это легко исправить. Купи ребенку супер-эко развивающие игрушки, запиши в клуб раннего развития, отправь его после роддома сразу на грудничковое плавание, обложи «правильными» книгами, каждые три месяца води на массаж, и тогда он будет нормальным. Своего рода родительская индульгенция.
Что же делать родителям, которые, как я, не желают спешить (читай — ленивым эгоистам), и хотят, чтобы ребенок развивался в своем темпе? Вот пара простых советов:
1. Разговаривайте. Пожалуй, самый важный пункт. Обезьяну можно научить забрасывать кружки в круглые отверстия, а треугольники — в треугольные, но сказать на весь магазин, что у тебя козявка в носу, может только человек! Проговаривайте свои действия, мысли, эмоции. Первый год вы будете говорить в пустоту. Это выглядит странно, но по мере роста малыша появляется ответная реакция.
2. Пойте, танцуйте, рисуйте, читайте стихи. Удивительно, но даже взрослый лучше запомнит текст, если его пропоет. Танцы развивают координацию, укрепляют мышцы. К тому же нет ничего забавнее тоддлера, танцующего тверк. Рисование развивает наблюдательность, воображение, раскрывает способность к изобретательности, приучает к усидчивости (правда, все эти прекрасные качества меркнут перед испачканным пальчиковыми красками диваном). А стихи учат презентовать себя и увеличивают объем памяти. Нового в этом ничего нет, главное правило: делать это «по любви». Не нужно заставлять себя танцевать ради блага ребенка. Не нужно заставлять ребенка делать что-либо ради блага ребенка. В конце концов, если ваш малыш начал забавно приседать под музыку, а вы слишком удобно лежите, чтобы составить ему компанию, просто начните хлопать в такт. Это подбодрит малыша и даст вам несколько минут досмотреть сериал.
3. Гуляйте. Свежий воздух и новые впечатления сделают вашего ребенка здоровее и расширят кругозор. Даже когда он бьет крапиву палкой, прокачиваются мышцы спины и рук, развивается координация, бонус — распознаем цвета.
Моя дочь равнодушна к большинству модных развивающих игрушек. Чтобы ей не было скучно (а я могла посмотреть фоточки в ленте), приходится придумывать свои игры. Например:
· разложить вилки и ложки в отведенные для них места (сортер),
· вставить в большую кастрюлю кастрюлю поменьше, в нее — еще меньше и так далее, пока не закончатся кастрюли (развитие пространственного мышления)
· разложить носки по цвету (изучение цветов), собрать разбросанный собачий корм (мелкая моторика).
Такие занятия создаются на ходу и конца им нету. Процент трудозатрат — ноль, количество ребенко-секунд в игре — достаточно, чтобы пролистать ленту новостей.
Я сижу на полу с наклеенными на бумагу геометрическими фигурами и подзываю дочь. Как и экономике нашей страны, — говорю я, — нам нужно развиваться. Она не обращает внимания и бьет ложкой по полу — смотри, зеленые игрушки мы будем ставить в зеленый квадрат, а красные — в красный треугольник, это так интересно (зеваю). Дочь ложкой в левой руке колотит по полу, а правой — по стене. А ведь неплохой бит! Откладываю «пособие», начинаю хлопать в ритм. У нас получается отличное трио: мы с дочкой и сосед, который начал лупить по батареям. Всем весело (кроме соседа)! Мы обе развиваемся: одна — тренирует чувство темпа, я — учусь не материться, наблюдая, как ложка из-под тыквенного пюре пачкает белую стену.
Независимо от вашего желания придет момент — и ребенок заговорит, засунет квадрат в квадратное отверстие, соберет пирамидку, поймает рыбку на магнитную удочку. Для этого не обязательно записываться в Монтессори-клуб. Просто разговаривайте, гуляйте и делайте что любите.
Умные тети из ютюба говорят, что человек в полтора года должен говорить 40 слов, и предлагают пройти недорогой онлайн-курс «учимся, играя». Отключаю умных теть и включаю клип Бейонсе. Каждый развивается по-своему.