К нам в онлайн-приемную все чаще приходят вопросы от родителей, которые спрашивают: а нормально ли, что малыш не только не хочет делиться своими игрушками с другими детьми, но и отнимает их игрушки?
Если говорить коротко, то да: когда-нибудь это случается в жизни каждого родителя. Их прекрасный веселый малыш становится одержимым идеей о том, что все вокруг (в особенности все красивенькое и классное) принадлежит ему. У этого явления есть вполне научное объяснение.
Первые явные признаки так называемой поссесивной фазы родители могут заметить, когда ребенку исполнится 16–18 месяцев, то есть примерно полтора года. Притяжательные местоимения появляются у ребенка в лексиконе одними из первых, особенно если речевое развитие идет в ногу с эмоциональным.
Когда вы видите, как ваш ребенок выхватывает что-то из чужих рук или берет понравившуюся вещь без спросу, не спешите его стыдиться и стыдить. То, что он делает, совершенно нормально. Его действия говорят о том, что он растет — как поясняют специалисты в области возрастной психологии, таким образом он постепенно знакомится с концепцией невидимой связи человека с предметами.
В ходе исследования с участием детей в возрасте от двух до четырех лет выяснилось, что они видят принцип владения вещами так: кто первый взял, того и тапки. Более того, эти самые тапки, в представлении малышей, продолжают принадлежать «первому» владельцу даже после того, как вещь забирает ее законный реальный хозяин. Аргумент «Я первый взял!» потому и кажется им максимально сильным.
Психологи Сьюзан Гельман и Николос Нолс провели эксперимент с участием двух- и трехлетних детей. В рамках тестов ребенку показывали две одинаковые игрушки и говорили: «Вот эта твоя, а эта — чужая». Затем игрушки меняли местами, однако большинство детей не велись на это и безошибочно указывали ту, которая принадлежала им. Затем их спрашивали, какая из игрушек им нравится больше — своя или чужая, и опять-таки почти все дети делали выбор в пользу своей.
Но когда в эксперименте появлялась третья игрушка, отличная от двух одинаковых, а именно — простой деревянный кубик, дети тут же теряли интерес к своим игрушкам и говорили, что вот эта новая штучка нравится им больше. Вот такой фокус.
На этом этапе жизни ребенка его чувство самосознания, понимания самого себя становится все более сложным. Если младенцы, видя себя в зеркале, грубо говоря, предполагают, что перед ними — странный новый двухмерный друг, то тоддлеры уже в состоянии понять, что видят в зеркале себя. Именно в этот период у них в головах начинают бурлить мысли о том, что такое «я» и что означает «мое». Заявляя права на вещи, они познают самих себя.
Поэтому важно помочь ребенку разобраться в этом. Вместо того, чтобы ругать за отобранную у другого малыша игрушку, спокойно объясните своему: «Вот эта игрушка — не твоя. Твоя вот эта», — и протяните ему то, что в действительности принадлежит ему. Даже совсем крошечные собственники уже в состоянии понять, что какие-то вещи могут принадлежать не им. Просто спокойно напоминайте им об этом, и в конце концов они привыкнут. Более того, по мере роста они даже сами начнут делиться с младшими партнерами по играм, потому что научатся получать от этого удовлетворение.
И не забывайте о том, что настаивать на обязательном обмене и говорить, что «надо делиться», вовсе необязательно. Ваш ребенок не обязан делиться с другими, если ему не хочется. Но не упускайте из виду и то, что другие дети точно так же не обязаны делиться с ним. Право на свои вещи нужно не только соблюдать, но и уважать. Конечно, эту концепцию малышам понять сложно, но тут, как и с многими другими вещами, работает только многократное повторение: социальные нормы усваиваются, если вы последовательно их объясняете.
Вырастая, мы учимся вести себя в соответствии с социальными нормами — не отбираем у других понравившиеся вещи, не топаем ногами, если родители не купили нам шарик. И все же — мы никогда не перерастаем испытывать страсть к обладанию желаемой вещью. Частично мы даже идентифицируем себя, определяем свое место в жизни через вещи, которые у нас есть. Так что хотеть чем-то обладать абсолютно естественно для человека, даже самого маленького.