Опрос: 42% родителей страдают от тревоги перед началом учебного года

Почти половина родителей не знает, как заинтересовать ребенка учебой.

Фото: Inna Reznik | Shutterstock | Fotodom

При одном упоминании о 1 сентября начинают волноваться более 42% родителей. 45% испытывают сожаление из-за того, что заканчивается лето, 20% воспринимают это время как утомительный период школьных сборов.

Тревогу родители начинают испытывать еще на этапе планирования — когда видят родительские чаты и сообщения в соцсетях о том, что «все все уже купили». Об этом говорят результаты совместного исследования сервиса «Ясно» и платформы Учи.ру, с которыми ознакомилась «Газета.ру».

Когда речь заходит о покупках школьных принадлежностей 30-38% родителей чувствуют себя уверенно и говорят, что «все под контролем». Уровень уверенности падает, когда дело доходит до эмоций и мотивации ребенка:

  • 42% не знают, как заинтересовать ребенка учебой;
  • 26% переживают, что не смогут создать позитивный настрой перед школой;
  • 20% не понимают, что чувствует ребенок.

Более трети родителей постоянно испытывают чувство вины. Им кажется, что любая из ошибка может осложнить адаптацию. Уверены в своих действия 19% опрошенных.

Когда ребенок идет в 1 класс, тревоги родителей распределены между мотивацией (34%), закупками (31%) и эмоциональным состоянием ребенка (31%). Эти данные свидетельствуют о том, что взрослые ощущают ответственность, но не знают, как ее реализовать.

Если дети учатся во 2-4 классах, родители начинают больше переживать за мотивацию (до 43%), но при этом этом они меньше беспокоятся из-за остальных аспектов. К этому периоду у ребенка проходит первый восторг от обучения в школе, и родителям становится сложнее поддерживать интерес к образованию.

Когда дети переходят в 5 класс, 49% родителей страдают от тревоги из-за мотивации. Они также говорят о трудностях адаптации в новой системе — предметы, учителя, расписание.

Если дети учатся в 6-11 классах, тревога остается, однако она уже менее выражена. Беспокоятся о чувствах ребенка 14% родителей — о себе дают знать родительская «усталость» и подростковая закрытость.

Давление на родителей усиливают социальные сети: почти каждый пятый респондент переживает из-за «идеального образа». Лишь 37% родителей могут похвастаться тем, что собирают детей в школу без сравнений себя с другими.

Родители стараются поддерживать детей, однако, отмечают, что не всегда понимают, как именно это сделать. По мнению 25%, ребенок сможет адаптироваться в процессе. Каждый пятый из них полагает, что не осознает серьезности школы. Не замечают тревоги у ребенка 14% родителей, 10% респондентов предполагают, что ребёнок волнуется, но не говорит об этом. Не могут понять, какие чувства испытывают их дети перед новым учебным годом, 13%, и это заставляет их дополнительно переживать.

Почти половина (45%) опрошенных считают, что ребенку помогает сбор рюкзака и покупка школьных принадлежностей, 44% верят в повторение школьного материала, 33% — в возвращение к привычному распорядку дня. По словам 13% родителей, ничего не помогает, и ребенок все равно сопротивляется возвращению в школу.

В таких случаях родители не против обратиться за помощью. Около четверти из них хотели бы получить четкие списки от экспертов и учителей, в которых была бы инструкция о том, что нужно купить и не забыть к началу учебного года. 21% хотели бы получить рекомендации о том, как говорить с ребенком о страхах и волнении. Получить напоминания о том, что важно обсудить до начала учебы, хотели бы 17%. Не нуждаются в помощи 22,7% респондентов, как правило, это родители старшеклассников.

Как помочь ребенку адаптироваться к школе — в материале НЭН.