Идея обезболивания процесса родов появилась очень давно. В древние времена родовую боль связывали с происками злых духов и боролись с ней соответственно: при помощи обрядов, амулетов и заклятий. В Древнем Китае, Египте и других цивилизациях для обезболивания прибегали к техникам гипноза.
В христианстве родовая боль считалась посланной свыше («Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Бытие 3:16),
а потому считалось, что благочестивые женщины должны покорно принимать родовую боль. Это убеждение привело к запретам на любое врачебное вмешательство в процесс родов, а спасать от всех недугов должна была лишь молитва.
Несмотря на религиозные запреты, средневековые лекари не бросали попыток найти способ облегчить страдания рожениц, а потому к методам психологической поддержки добавились и всевозможные лекарственные средства: настойки трав, экстракт мандрагоры, опийный мак, конопля и алкогольные напитки.
Прорыв в родовой анестезии произошел в 1845 году, когда американский врач Кроуфорд Лонг применил эфир, чтобы помочь своей жене в родах. Чуть позже, в 1847 году, его опыт повторил шотландский врач Джеймс Симпсон, который и получил все лавры за изобретение первой анестезии в родах. Чуть позже Симпсон стал обезболивать роды хлороформом, раствор которого роженице предлагалось вдыхать через носовой платок, свернутый воронкой. Один из коллег врача, на родах жены которого Симпсон также выступал в роли анестезиолога, даже назвал дочь Анестезией — в честь новейшего медицинского достижения.
Кстати, достижение это, несмотря на его революционность, было воспринято весьма неоднозначно. Симпсона осудили в религиозных и профессиональных кругах. Первые — за то, что решил идти против божьей воли, вторые — за то, что использование эфира и хлороформа может оказаться небезопасным (и ведь правда так!).
Научное сообщество требовало провести исследования, которые бы помогли определить, как такая анестезия сказывается на родовом процессе и состоянии плода, однако Симпсон трактовал это как зависть и попытку профессионального саботажа.
Однако со временем отношение к анестезии эфиром и хлороформом начало постепенно меняться — во многом на это повлияло то, что ей стали пользоваться известные люди. В 1847 году врач-стоматолог (!) Натан Кули Кип провел первое в США обезболивание родов эфиром. Его пациенткой стала Фанни Лонгфелло — жена знаменитого поэта и ученого Генри Лонгфелло.
А в 1853 году анестезиолог (первый официальный анестезиолог) Джон Сноу обезболил хлороформом роды самой королевы Англии Виктории.
Причем анестезию королева получила дважды — во время родов принца Леопольда, и затем четыре года спустя, во время родов принцессы Беатрис. Согласно официальной информации, оба раза королева осталась очень довольна проведенной процедурой.
Постепенно обезболивание хлороформом вытеснило обезболивание эфиром как менее опасное (от него в родах умирала одна женщина из 2286), однако ни один из этих препаратов нельзя было считать безопасным. В 1880 году российский врач Станислав Кликович применил для обезболивания процесса родов закись азота, однако популярным этот метод не стал из-за дороговизны и нехватки аппаратуры для ее производства.
В начале XX века в Германии появился новый способ избавить рожениц от боли: он получил название «сумеречный сон». Суть его заключалась в том, что женщины получали дозу скополамина и морфина, которые тогда широко применялись в стоматологической и психиатрической практике. Болезненных ощущений препараты не снимали, однако вызывали амнезию, благодаря которой женщины не запоминали родовую боль.
Пациентки находились в «пограничном состоянии» между сном и бодрствованием — они были достаточно в сознании, чтобы слышать, что им говорят врачи, но при этом не реагировали на ощущения, которые они испытывали.
Для того, чтобы «роженицы-зомби» не навредили себе в процессе родов, их привязывали к кроватям и обматывали полотенцами.
Как вы догадываетесь, тот факт, что женщины не могли вспомнить о том, через что они прошли во время родов, не отменял того, что боль они все-таки испытывали, а воспоминания о ней могли вернуться к ним со временем.
Кроме того, коктейль из морфия и скополамина оказался не очень полезным для младенцев: лекарства проникали через плацентарный барьер, а потому дети получали дозу наркотических веществ, еще не успев родиться, многие из них испытывали трудности с дыханием после родов.
В 1900 году акушер-гинеколог Оскар Крейсс провел несколько родов под спинно-мозговой анальгезией (обезболиванием) кокаином. В 1901 году по его следам последовал американский акушер-гинеколог Уильям Риджли Стоун, а затем эти и другие способы местной анестезии стали применяться в других странах.
Принято считать, что современная эпидуральная анестезия появилась в 1933 году, после того, как итальянский хирург Доглиотти опубликовал подробную статью, в которой рассказал о своем опыте проведения операции под эпидуральной анестезией.
Хочется закончить фразой о том, что после этого все стали жить долго и счастливо и не мучаться в родах, но это не совсем так. В XX веке еще произошел «откат» в направлении естественных родов, а еще анестезиологические методы были усовершенствованы, чтобы стать настолько эффективными и безопасными, какими мы знаем их сейчас. В 1957 году Папа Римский Пий XII признал, что женщины не обязаны терпеть родовую боль, что также способствовало распространению популярности анестезии.
От себя хотим добавить лишь то, что, несмотря на то, что современное родительство не лишено своих проблем и сложностей, хорошо рожать детей в мире, в котором женщины имеют право самостоятельно принимать решение о том, нужна им анестезия или нет, и в случае положительного решения не получать дозу эфира или других наркотических веществ.
Понравился материал?