Кира Соломатова живет в Лос-Анджелесе и работает тренером по родительству: она помогает взрослым понять своих детей и научиться взаимодействовать с ними без стресса. НЭН взял у нее интервью, чтобы попытаться понять, как стать хорошим и думающим родителем.
Расскажите, пожалуйста, о своей работе.
Кира Соломатова: Я работаю с родителями: отвечаю на их вопросы, помогаю продумать и создать план действий, показываю на своем примере, как именно себя вести. Педагогика меня начала интересовать очень давно, уже в пять лет я рассаживала кукол и проводила урок. Однажды мне в руки попалась книга Дж. Джайнотта «Родители и дети». Она совершила серьезный переворот в моих убеждениях. После нее мне захотелось изучать все, что касается отношений родителей и детей, детского развития и становления личности. Двадцать с лишним лет назад я начала работу воспитателем в детском саду — сначала в Москве, а потом, когда жизнь забросила меня в Калифорнию, продолжила в Америке.
В последнем детском саду я стала заместителем директора. Садик был не совсем обычным: это был кооператив, организованный неравнодушными родителями. У родителей было много вопросов и желание учиться. Эта работа приносила мне море удовольствия — тогда и возникла идея консультаций для родителей.
Со временем я узнала RIE (Resources for Infant Educators) — организации, изучающей раннее развитие детей и обучающей специалистов и родителей по всем вопросам, касающимся малышей 0-3 лет. Я в очередной раз пошла учиться. Сначала прошла теоретический курс, потом два года я наблюдала за работой моего ментора Рут Анн. Затем трижды участвовала в преподавании теоретического курса. После этого мне вручили сертификат RIE associate; на сегодняшний день я единственный русскоязычный представитель этого подхода.
Родители, которые к вам приходят, — кто они? Много ли их? Какие у них запросы?
После получения сертификата я приняла решение уйти из сада и открыть свое дело: уроки для родителей. Формат такой: раз в неделю родители с малышами приходят ко мне в студию на занятие, которое длится полтора часа. Группы небольшие: обычно около шести семей — это дает возможность обсудить все вопросы, понаблюдать за малышами и при необходимости продемонстрировать родителям, как можно вмешаться, если ребенку нужна помощь или произошел конфликт.
Также родители обращаются ко мне за частными консультациями: это часто происходит, когда в семье возникают какие-то сложности. Но необязательно: многие родители просто хотят получить знания и навыки, связанные с воспитанием детей, — таким образом они готовятся встретить возможные сложности во всеоружии.
Быть родителем вообще нужно учиться? Это искусство?
Я думаю, да. Некоторым это дается легче, другим сложнее. Хорошая новость — этому действительно можно научиться, если захотеть. А еще все дети разные: некоторые нуждаются в большей поддержке, некоторые — в меньшей.
Кто такой хороший родитель? Какие у него качества?
Хороший родитель — это родитель, дети которого знают, что они с ним в одной лодке. Родитель, который хочет услышать своего ребенка. Родитель, который уважает ребенка.
Уважение — очень емкое понятие, и для разных людей оно может выглядеть по-разному.
Однажды я была свидетелем разговора моей коллеги с родителем, которая хотела понять, что такое уважение к трехлетней дочке. Дочка регулярно и громко настаивала на том, чтобы мама пересела с зеленого стульчика на розовый. Мама спрашивала: «Должна ли я послушаться и пересесть? Будет ли неуважительно по отношению к дочке, если я этого не сделаю?» Коллега тогда сказала: «Уважение к ребенку — это умение его слушать и пойти ему навстречу, если это хорошо для родителя и ребенка, а если нет, то честно, без нотаций и ругани сообщить ему об этом».
Что входит в понятие уважения к совсем маленькому ребенку?
— Предупредить ребенка о том, что происходит вокруг: «Малыш, я сейчас пойду в туалет и скоро вернусь».
— Объяснить ребенку, что вы с ним делаете: «Малыш, я сейчас возьму тебя на ручки».
— Предупредить малыша о своих действиях, даже если они вызовут протест: «Вот салфетка». Пауза. «Я хочу вытереть тебе нос».
— Услышать ребенка, когда он не согласен с нами: «Малыш, я слышу, ты не хочешь, чтобы я уходила».
— Дать возможность совершать ошибки, когда это не касается безопасности. Собрать пирамидку «неверно», построить башню, начав с маленького кубика, построить домик из песка там, где его точно смоет волна.
— Разговаривать с ребенком честно и нормальным голосом.
— Вовлекать и давать ребенку возможность участвовать в самообслуживании. Уже 3-5-месячный младенец может начать показывать первые элементы сотрудничества.
— Серьезно относиться к детской игре. Отводить для нее достаточно времени, но не вмешиваться в игру без необходимости.
— Доверять желанию и умению малыша учиться. Наблюдать больше, учить меньше.
— Разрешать выражать разные эмоции. Да, мы хотим, чтобы наши дети были счастливы и веселы. Но грусть, фрустрация и злость так же важна, как и радость.
Дети учатся, глядя на нас: так они узнают, что такое любовь, сочувствие, поддержка, отношения, терпение, честность, щедрость, благодарность и уважение.
Какие люди становятся хорошими родителями?
Те, которые этого хотят. Мне не очень нравится разделение на хороших и плохих. Думаю, немного проще тем, у кого были думающие родители. Это не значит, что если в вашей жизни не было яркого примера для подражания, то вы не сможете стать думающим родителем.
Как вы думаете, нужны ли такие практики в России?
Мне кажется, нужны. У меня есть много мам и пап, которые живут в России и в других частях света и обращаются ко мне дистанционно.
По вашим ощущениям, как в России принято воспринимать родительство? Здесь была бы популярна идея учиться быть хорошим родителем?
Я придерживаюсь мнения, что все люди разные и нельзя нас всех обобщить по месту рождения. Хотя, наверное, есть какие-то причины, по которым сложился стереотип о российском родителе, в любой момент готовом читать нотации и ожидающем беспрекословного послушания.
Какие навыки вы развиваете в родителях?
Умение наблюдать, слушать, общаться так, чтобы быть услышанным. Умение устанавливать четкие границы и делать это с уважением.
Если я хочу стать хорошим родителем, но у меня нет возможности обратиться к тренеру, что мне надо знать и уметь?
Можно вступить в мою группу «Наш Семейный Очаг» — мы там обсуждаем самые различные темы, проводим семинары, встречи, я выкладываю разные статьи и выступления.
Сейчас есть много очень хорошей литературы, которую легко найти и прочитать: Дебра Соломон «Малышу виднее», Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», Тина Брайсон «Воспитание с умом», Дж. Джайнотт «Родители и дети».