Павел — автор блога про «мужскую» психологию. Он рассказывает, как мужчинам справляться с ревностью, что является главным признаком мужественности и почему у мужчин годами может не быть партнерши. Два месяца назад у Павла с женой родился сын, и с тех пор автор все чаще рассказывает об отцовстве с несвойственной для «мужских» пабликов откровенностью.
Статья про десять неожиданных и тяжелых откровений, с которыми он столкнулся, будучи молодым отцом, стала настоящим хитом: «Первые месяцы особенно тяжело. Постоянно болит поясница от наклонов, мало спишь, много нервничаешь. Везешь ребенка на массаж, делаешь упражнения, читаешь сайты о том, как не навредить и что делать со всеми его криками и газами», — рассказывает Павел.
За время отцовства он узнал, что младенцы издают разные демонические звуки и это нормально, что крик буквально сводит взрослых с ума, и что младенец не в состоянии успокоиться самостоятельно: «Это меня вообще в какой-то момент добило. В отличие от взрослых, у ребенка нет развитых механизмов торможения своих эмоций. Если он разнервничался, он будет расходиться все больше и больше, и больше. Он не успокоится сам по себе, ему нужно помогать, иногда очень долго».
Несмотря на психологическое образование, Павел находился в плену иллюзий о материнском инстинкте: «Некоторые думают (и я тоже думал), что если оставить ребенка с матерью, то природа возьмет свое! Ребенок полежит с ней и успокоится. Фиг вам. Мама устает, нервничает, тоже хочется спать, ей тоже нужно мыться, гулять, отдыхать. Если не помогать жене, то она превращается в очень раздраженную, уставшую и грустную женщину, с которой будет много конфликтов», — делится открытием Павел.
Он вместе с женой заботится о ребенке выслушивает претензии старшего поколения в духе «дети это щастье, почему вы такие замученные?», устает от ответственности и иногда (к концу третьего часа интенсивного плача) ненавидит своего ребенка.
Павел считает, что в мужском сообществе сильно не хватает информации об осознанном родительстве и это неправильно. Автор отдельно отмечает, какого уважения заслуживают соло-мамы, вынужденные не только проходить через это в одиночку, но еще заниматься бытом и зарабатывать деньги: «Все мужчины, которые верят, что женщины специально разводятся, чтобы жить для себя и ребенка — тотально наивны и совершенно не понимают, что значит выращивать маленькое существо, которое ничего не умеет, и чья жизнь зависит от тебя на 100 процентов».
Под постом рассказывают истории жизни с "невключенным» мужем. Самый популярный комментарий, набравший почти столько же лайков, сколько сам пост, подчеркивает хрестоматийность истории, про женщину в браке, которая растит ребенка одна: «Муж умолял меня родить, а когда это произошло, у него случился шок, — пишет Екатерина. — Первые полтора месяца он не подходил к дочке, вот вообще, а со мной общался, как будто ничего не поменялось. На дочь даже не смотрел». Муж оправдывался тем, что с ребенком пока скучно: «Вот заговорит, начнет ходить, тогда и поиграем».
Ночной плач мужчина тоже игнорировал, а когда не удавалось — злился, что пойдет на работу невыспавшимся. «У меня тогда был нервный срыв: недосып, растяжки, поправилась, гормоны сходили с ума, с ребенком сутки напролет, колики, газики, дочь спала только на руках и всю ночь я ходила по комнате и качала ее, пока не сводило мышцы. Попробуйте четыре-пять часов подряд ходить ночью по кругу покачивая беспрерывно пять-десять килограммов „счастья“ — к первому утру можно сойти с ума, а я в таком режиме жила полгода, пока не стало легче».
Екатерина злилась на мужа, ребенка, себя, плакала ночами и тренировала дочку улыбаться на слово «папуля». «Через два месяца я подвела мужа к кроватке и произнесла: „Смотри, папуля пришел“. Доча улыбнулась, и — о чудо — муж включился в процесс, стал подходить, наконец осознал, что нас теперь трое, хотя на детские крики по прежнему не реагировал (да он и со вторым, в общем, тоже не реагировал на плач и до сих пор считает, что если малыш орет, его надо просто оставить, и он успокоится)».
Под этим комментарием развернулась отдельная ветка обсуждений. Женщине сочувствуют и убеждают, что ей еще повезло — ведь муж, в итоге, «включился».
Другая вариация одиночества в материнстве досталась Людмиле — она стала юной соло-мамой в родительском доме: «Первого ребенка я растила без мужа. Родители разрешили родить. Они даже могли посидеть с мелким, но и упрекали постоянно. Это был ад. Какие, нафиг, радости материнства, когда как чеховская Варька, только и мечтаешь о том, чтобы просто выспаться. Лет до пяти я вообще воспринимала наличие ребенка как рабство, в которое влезла добровольно, по глупости».
Людмила пишет, что для ее тогдашней жизни лучше всего подходит афоризм «живешь — будто в аду горишь».
Второго ребенка женщина родила в браке и с удивлением узнала, что бывает по-другому: «Помощь была во всем: покормить, покупать, погулять, в магазин сходить. Плюс, уже были памперсы (разница между детьми почти 17 лет), плюс я запретила родителям лезть в мою семью, так что никаких упреков и нервотрепки не было. Вот тут я уже почувствовала, что материнство может приносить радость. Хороший папа — это великое дело!»
«Наш ребенок был спокойным, спал почти все время на улице, даже в марте, а ночью в комнате с открытыми окнами в пуховом одеяле. Но однажды он орал так, что жена упала на диван, отвернулась, закрылась подушкой и тихо стонала от бессилия. Я взял полуторамесячного сына, он извивался у меня на руках так, что распуталась вся пеленка. Не помню, сколько я с ним ходил, но этот крик казался мне бесконечным. Впервые в жизни чувствовал себя таким беспомощным и растерянным, сердце сжималось от жалости к нему, и я не знал, как ему помочь. Это было страшно», — пишет fimafurman Furman.
Подписчица Мария Кузьмина благодарит автора за честность: «Раздражают статьи с мифами „дети — чудо“, что каждая женщина должна рожать, запретить аборты и тп. Считаю, что все максимально полно о родительстве, особенно про неприглядные стороны, нужно узнавать заранее. Тогда, возможно, и ранних беременностей, и отказов от детей, особенно папами, будет меньше. Сразу взвешиваешь свои силы и понимаешь, готов или нет».
Почему мужчины бывают так мало вовлечены в родительство, что говорит статистика и как из этого всего выползать — читайте в письме главного редактора НЭН Лены Аверьяновой.