Как музеи выглядят в глазах поколения зумеров и альфа.
Уговорить подростка посетить музей сложнее, чем заставить его сделать домашку по математике. Вы видите в искусстве вдохновение, а он — скучные залы и нудные экскурсии. На самом деле подростки любопытны и ранимы, просто ищут свое безопасное пространство без принуждения взрослых. Руководитель просветительского направления музея «ЗИЛАРТ» Юлия Григорьева и программный директор направления Евгения Барановская объясняют, почему музеи отпугивают поколение Z, и делятся форматами событий, которые предлагают подросткам равный диалог без «правильного» взгляда на искусство.
Подростки тратят карманные деньги осознанно: на развлечения с друзьями, гаджеты или одежду, а не на билет в музей. «Это дорого, а чтобы попросить у родителей на дополнительные расходы, нужна очень веская причина: часто хочется потратить эти деньги на другое», — объясняет Евгения Барановская.
В музей часто приводит школа или родители, а подросткам важно иметь свое пространство, которое они нашли и выбрали сами.
Юлия Григорьева считает: «Музей воспринимается подростками как общественное пространство для туристов, школьников или какой-то отдельной публики и мало ассоциируется с местом, где для них создана специальная среда». Они чувствуют себя не в своей тарелке, скучают или испытывают стыд, если что-то не знают. Отсутствие диалога и тишина их отпугивают.
У подростков всегда острая реакция на то, что в группе 16-летних присутствует, например, ребенок 12 лет. Для старших это становится триггером, потому что они хотят общения со своей возрастной аудиторией, которая близка им по интересам.
Музей «ЗИЛАРТ» в форме медного куба — новая современная институция, куда можно свободно зайти и провести время в холле или на этажах, изучить работы стрит-арт художников, снять модные и яркие рилсы. Более того, у «ЗИЛАРТа» есть своя просветительская программа, развивающая идею восприятия музея как пространства наблюдения, личного опыта и самоисследования.
Юлия Григорьева: «Мы собрали команду ведущих и экспертов, имеющих большой опыт работы с подростками, которые в коммуникации честно и уважительно относятся к ним. Мне кажется, тот факт, что мы даем подросткам возможность выбрать свой формат участия в мероприятии, тоже дает им ощущение безопасности и комфорта (можно просто присутствовать и слушать, можно активно участвовать или проводить время в компании других ребят)».
Евгения Барановская дополняет: «События музея не предполагают использование академических знаний и исключают соревновательный принцип „у кого лучше получилось“. Все наши ведущие и художники любят этот возраст и умеют общаться с подростками на равных: никто не делает вид, что подростки — „младшие“, а музейные работники — „старшие“». Более того, все программы музея делятся по возрастам, события для подростков не пересекаются с маленькими детьми, что дает ребятам понимание релевантности тем и возможность найти среди сверстников единомышленников.
Евгения и Юлия выделяют ряд других важных принципов работы с подростками в музее. Во-первых, это гибкость: ведущие не воспитывают и не навязывают принцип «сидим тихо, слушаем лекцию», занятия предполагают разный формат включения. Подросткам важно быть частью команды в качестве консультантов, волонтеров, со-кураторов, создателей контента. Это дает им чувство собственности и значимости. Во-вторых, принятие индивидуальности: ведущие признают уникальность каждого. Они проговаривают, что самое важное — личные ощущения, и не объясняют, как «правильно» смотреть искусство. В-третьих, принцип диалога и соучастия, который реализуется во время мастер-классов, лабораторий и интерактивных экскурсий, где у каждого есть возможность высказаться.
Приглашайте подростка на эти программы «ЗИЛАРТа» — многие подходят для ребят 12–18 лет:
«Ателье медиа» — лаборатория и медиамастерская, цель которой показать, как исследовательский подход и внимательный взгляд могут обогатить восприятие мира. В рамках лаборатории участники будут исследовать себя, пространство музея и мир вокруг через медиаформаты. Научатся замечать и любоваться — собой, другими, районом, городом, природой, культурой — и находить неожиданные способы фиксировать увиденное и рассказывать об этом. Будут делать зины о личной и семейной истории, подкасты про сны и идентичности, ментальные карты и аудиогиды по выставкам, конференции об интернет-культуре.
На занятиях мастерской подростки будут не просто лепить и строить, а исследовать форму, объем и пространство, учиться видеть предметы со всех сторон и создавать арт-объекты, которые можно обойти, потрогать и даже заглянуть внутрь.
В сопровождении проводников подростки отправятся в увлекательное путешествие по 11 «островам» — тематическим разделам Африканской выставки, каждый из которых раскрывает ключевые аспекты мироздания в традиционной африканской культуре. Лейтмотив — философия «Круга жизни», объединяющая мир живых, духов, предков, божеств и природу в единую, неразрывную и целостную систему.
Вместе с архитекторами бюро «Меганом», авторами мастер-плана квартала Зиларт, кураторы разработали интерактивное путешествие по району, во время которого участники не просто увидят, но и прочувствуют городскую застройку, научатся «читать» архитектурное пространство через колористику, фактуру и все, что находится между зданиями.
Участники не только узнают историю района и поймут, почему он спланирован именно так, но и проведут собственный визуальный и тактильный анализ — прикоснутся к кирпичу, кортену, бетону и рельефам поверхностей, услышат звуки и научатся подмечать детали, создающие атмосферу Зиларта.
«Нам важно, чтобы у подростков появилась привычка замечать, что они чувствуют и как реагируют на разные вещи. В наших форматах нет „правильной“ или „неправильной“ точки зрения: мы учим формулировать свое восприятие и одновременно слышать позицию других. Искусство в этом смысле уникально: только оно может дать весь спектр, порой неожиданных, эмоций и ощущений и постепенно перестроить восприятие окружающего мира и себя», — подводит итог Евгения Барановская. Не меняйте отношение к музею силой — предложите пространство для самоисследования. Подросток услышит и оценит, даже если промолчит.