Счастье материнства бывает разным: колонка о том, почему искренние жалобы лучше, чем напускной позитив

От мифа о том, что материнство — это постоянное счастье, страдают все женщины: и те, кто его активно распространяет, и те, кто с ним постоянно сталкивается. Мы не раз писали, что нет ничего зазорного в том, чтобы признать проблемы материнства.
Иллюстрация Елизаветы Стрельцовой

Не так давно на НЭН вышла колонка, посвященная сериалу «И повсюду тлеют пожары». Там было не столько о самом сериале, сколько об идеальном образе материнства, и о том, что женщинам стоит перестать его поддерживать — ради самих себя и других матерей, которые пытаются брать с них пример.

Многих комментаторов такой посыл возмутил, и они написали, что не видят смысла публично «ныть» и жаловаться на жизнь с детьми — это, мол, бессмысленно и никому не помогает (а некоторых еще и напугать может). На самом деле, все немного не так. Мы не призываем вас ныть — мы призываем делиться.

Перевели для вас колонку автора издания Scary Mommy Марии Джулиани о том, почему все-таки честные жалобы и рассказ о своих проблемах лучше фейковой жизнерадостности.


Обычно, когда я пишу колонку, я стараюсь подвести ее к определенной «морали», но на этот раз я решила с нее начать: честные жалобы лучше ложного позитива. Понимаете? Я надеюсь, что да, но если нет, то давайте я вам объясню.

Существует определенная установка, согласно которой мы должны постоянно быть позитивными. Суть установки в том, что твои положительные эмоции притягивают другие положительные эмоции.

Однако у этой теории есть несколько несоответствий. Во-первых, автоматически считается, что все твои положительные эмоции искренние. Во-вторых, принято считать, что нельзя быть благодарным за все хорошее в своей жизни и параллельно на нее жаловаться — это не так.

Ну и наконец, если ваш позитив заставляет вас осуждать других людей, которые не так позитивны как вы, то существует приличная вероятность того, что вы неправильно поняли концепцию «положительных эмоций». В том смысле, что если вы находитесь в состоянии постоянной благодарности, то куда логичнее было бы проявлять эмпатию, а не осуждение по отношению к тем, чье положение хуже вашего.

Я покажу вам на примере. Представьте мать, у которой был очень тяжелый день с маленькими детьми. Она чувствует себя одинокой и отрезанной от мира, и обращается в интернет за поддержкой. Вероятно, она ожидает, что в ее круге онлайн-общения найдется еще одна такая же мать, которая услышит ее и ответит: «Ты права, дети могут быть теми еще негодяями. Завтра будет лучше».

Или, возможно, эта мать представляет, что в ответ на ее жалобы другие родители тоже начнуть жаловаться на своих детей, тем самым открывая канал свободного обмена эмоциями. Она ожидает, что после того, как они все расскажут друг другу, они вздохнут с облегчением и смогут вернуться к своим детям, чувствуя себя легче и в состоянии дальше преодолевать трудности родительства.

А теперь представьте, что вместо поддержки она получает ответы в стиле «Дети — это счастье» и «Наслаждайся, пока можешь», и «Они так быстро растут», и еще «Кому-то это легко дается». Представьте, как подобные ответы могут превратить плохой день одной матери в настоящее расстройство, из-за которого она будет плакать перед сном. Подобные ответы — не искренние, не эмпатичные и не позитивные, несмотря на то, что они пытаются казаться такими.

Я рискну предположить, что большинство матерей в курсе того, что их дети — это счастье. Большинство матерей каждую ночь ложиться спать с чувством благодарности за своих детей. Большинство матерей испытывают чувство вины за плохие дни, и им не требуется дополнительная помощь в беспокойстве за будущее собственных детей. Большинство матерей — просто люди. Отвечать кому-то, кто пожаловался на то, что на них целенаправленно написал двухлетка, что «Однажды ты будешь по этому скучать» — это то же, что и отвечать кому-то, кто столкнулся с выкидышем, что «Все в жизни происходит не просто так». Просто…идите к черту.

В общем, вот, что я хочу этим сказать:

  • Вы можете быть благодарными за своих детей и при этом иногда на них жаловаться.
  • Вы можете быть позитивными, но при этом у вас могут быть плохие дни. И вы можете сказать, что у вас плохой день, если у вас плохой день. Называйте вещи своими именами.
  • Очень сомнительно, что вы — тот редкий человек, который постоянно искренне позитивен. И это нормально. Вы не навлекаете на себя какую-то плохую карму ил негативную энергетику, если вы искренни в своих чувствах. Иногда нам всем просто хочется пожаловаться на жизнь. Не стоит это скрывать. Лучше быть честными с собой.
  • Вы не обязаны всегда видеть в жизни только хорошее. Если честно, иногда даже полезнее видеть, что в жизни есть плохого.
  • Жалобы помогут вам избавиться от негативных эмоций, которые вам приходится сдерживать.
  • Да, вас могут осудить за то, что вы жалуетесь, но, скорее всего, вас всегда найдут, за что осудить, что бы вы ни делали, так что почему бы и не пожаловаться.
  • Если вы не сочувствуете чужим проблемам, вы поступаете нехорошо.

Я должна признать, что есть люди, которые постоянно негативно на все реагируют, и находиться рядом с ними бывает тяжело. Но существует разница между тем, чтобы постоянно жаловаться на все подряд — от температуры кофе до яркости солнца, и тем, чтобы иногда выпустить пар после тяжелого дня. Я думаю, что большинство из нас в состоянии увидеть разницу.


Мораль истории такова: честные жалобы на жизнь не делают вас «нытиком», и это намного лучше, чем поддельный позитив.