В исследовании приняли участие 422 пары детей с матерями. В первой части тестирования двухлетних малышей с мамами приглашали в лабораторию, где им предлагали поиграть разнообразными игрушками и предметами в течение четырех минут. Затем еще две минуты женщины и дети проводили вдвоем. Игровые и коммуникационные сессии были записаны на видео. Затем ученые оценивали, как мамы участвовали в играх, как много делали за детей, объясняли и показывали, что делать.
Когда детям исполнилось пять лет, все они подверглись психологическим испытаниям под руководством ученых: они смотрели, как те реагируют на несправедливую дележку конфет, а затем просили дошкольников собрать пазл на скорость. Когда детям исполнилось десять лет, их школьные преподаватели должны были оценить их поведение и отношение как к учителям, так и к сверстникам, а также указать на имеющиеся эмоциональные проблемы.
Оказалось, что контролирующее поведение матерей сказывается на поведении и академических успехах детей. Так, дети, чьи мамы принимали активное участие в игре из первой части тестирования, к пяти годам контролировали эмоции и импульсы хуже тех детей, которых матери контролировали во время игры меньше. К десяти годам эти же дети матерей-наседок оказывались менее успешными в учебе, имели не очень хорошие коммуникативные навыки, сталкивались с эмоциональными и поведенческими трудностями.
Коллеги группы ученых из США и Швейцарии, однако, сочли, что результаты их работы недостаточно полны и исчерпывающи. Хотя Дитер Вольке, преподаватель психологии развития и индивидуальных различий в университете Уорвика, отметил, что более ранние исследования подтверждают вывод о том, что проблемы с саморегуляцией в раннем детстве действительно оборачиваются появлением других проблем по мере взросления.
Вольке отметил, что родители, которые чрезмерно контролируют своих детей, делают это, как им кажется, из лучших побуждений. «Но если у вас нет навыков саморегуляции, как вы будете справляться, выходя в мир? Например, в школе или университете? В какой-то степени тот факт, что взрослые лишают детей возможности научиться себя контролировать, можно назвать проявлением жестокого обращения», — отметил он.
А вот Джанет Гудолл из университета Бата выступила не столь категорично, комментируя результаты исследования. Она отметила, что невозможно точно определить, когда родитель слишком сильно контролирует поведение ребенка, а наличие тех или иных эмоциональных проблем невозможно рассматривать вне контекста. «Да, исследование показывает связь между излишним контролем со стороны родителей и появлением проблем в поведении, но не говорит, что контроль является прямой причиной их развития. В конце концов, они наблюдали за родителями всего шесть минут», — говорит она. Вольте тоже указал на то, что в исследовании не говорится ничего о психологическом здоровье матерей — например, о том, не было ли диагностировано у некоторых из них тревожное расстройство.
Николь Перри из университета Миннесоты, которая выступила одним из соавторов исследования, отметила, что родители действительно хотят быть лучше, стараются ради детей и часто из-за этого допускают ошибки. «Для того чтобы ребенок мог обрести поведенческие и эмоциональные навыки, ему нужно сталкиваться с различными эмоциями и учиться их самостоятельно испытывать, прорабатывать и преодолевать», — резюмировала она.
Дополнительно про детские эмоции и важность их проживания можно почитать вот тут и тут.