Даже с незнакомцем легче сблизиться, если вы оба не любите одно и то же.
«Фу, как можно делать оливье с колбасой, это же гадость», — говорит случайный попутчик. Вы внутренне соглашаетесь и понимаете, что этот незнакомый человек вдруг стал вам чуточку ближе и понятнее.
Общие интересы и схожие вкусы объединяют. С этим, пожалуй, никто не станет спорить. Уже в детстве мы выбираем в друзья тех, с кем можно вместе слушать музыку, смотреть фильмы, вздыхать по одним и тем же кумирам и разделять увлечения. Вырастая, мы продолжаем это делать: вступаем в клубы по интересам, ищем единомышленников.
Однако ученые считают, что совпадение негативных взглядов объединяет ничуть не меньше, чем общие интересы. Проще говоря, когда вы встречаете человека, который так же, как и вы, не любит вареный лук, терпеть не может оперу или считает всех собачников чокнутыми, у вас есть все шансы стать друзьями.
В 2006 году психолог Дженнифер Боссон и ее коллеги опубликовали в журнале Personal Relationships результаты исследований, демонстрирующие, что при совпадении негативных взглядов люди чувствуют большую близость друг к другу, чем при совпадении позитивных взглядов.
Воспоминания о дружбе чаще включают эпизоды «общего хейта» (например, совместное обсуждение неприятного коллеги), чем истории про общие симпатии.
Даже с незнакомцем легче сблизиться, если вы обнаружили, что оба не любите одно и то же. Похоже, что «мы против чего-то работает сильнее, чем „мы за что-то“.
Общие антипатии воспринимаются более личными и значимыми. Схожие вкусы еще ни о чем не говорят, один и тот же фильм или певец могут нравиться многим, а вот совместная нетерпимость к чему-то сигнализирует о схожести ценностей и мировоззрения. Такое чувство быстрее создает ощущение совместимости и близости в общении.
Боссон и коллеги называют это явление «negative social bonding» — негативным социальным бондингом или сближением через общие антипатии. По сути, это защитный механизм: разделяя неприязнь, люди чувствуют, что нашли союзника, которому можно доверять.
Эта идея не ограничивается дружбой. В исследованиях политической психологии показано, что группы формируются и консолидируются не только вокруг общих целей, но и вокруг общего противника или угрозы.
В социальных сетях этот принцип тоже отлично работает: контент, построенный на общей «неприязни» (например, шутки о нелюбимых привычках или общих проблемах), часто вызывает больше вовлеченности и обсуждений, чем позитивные посты.
Существует множество групп, объединившихся с целью бороться против общей проблемы, в том числе родительских.
Smartphone Free Childhood (Детство без смартфонов) — это глобальное родительское движение, основанное парой из Суффолка. Их цель — отложить доступ детей к смартфонам и социальным сетям как минимум до 14 лет. На сегодня в группе более 300 000 участников в 60 странах. Родители обмениваются опытом, материалами, организуют поддержку и отстаивают «умные» альтернативы смартфонам.
«Watchdog moms» (Мамы-дозорные)— сообщество родителей-инфлюенсеров и активистов, которые отслеживают и сообщают о вредном контенте, защищающем детей в TikTok и других соцсетях.
Но есть у такого типа сближения и темная сторона. Общая ненависть может способствовать возникновению токсичных сообществ (например, тех печально известных групп, где критикуют феминисток, матерей, полных людей и пр.), буллингу или поляризации общества. Она легко объединяет, но столь же легко может разрушать доверие и усиливать конфликты.
Однако в малых дозах, в безопасных контекстах, это явление вполне безобидно. Не случайно так быстро стали вирусными мемы про сходство Лабубу и Чебурашки, танцевальную группу Татьяны Булановой или любовь миллениалов к кофе и печенькам.
Механизм сближения через антипатии работает не только в дружбе или соцсетях, но может влиять на популярность книг, сериалов и шоу.
Благодаря ему, культовыми порой становятся вещи, которые на самом деле не нравятся людям.
«Hate watching» («ненавидеть, но смотреть») — это феномен, когда человек осознанно потребляет контент, который ему не нравится. Чаще всего речь идет о фильмах, сериалах или шоу, которые кажутся глупыми, банальными, безвкусными, но именно это и притягивает зрителя. Люди смотрят такие проекты, чтобы иронизировать, высмеивать, обсуждать их в компании или в соцсетях.
Психологи отмечают, что это объединяет: коллективное осуждение вызывает чувство близости и причастности. Обсуждать «ужасный сериал» с друзьями или в онлайне зачастую веселее, чем искренне делиться восторгом от качественного проекта. Здесь тоже работает сближения на основе антипатии: общее недовольство становится социальным клеем.
Сравнить это явление можно с феноменом guilty pleasure («запретное удовольствие»). Однако в случае guilty pleasure человек на самом деле получает удовольствие от чего-то, что считается признаком плохого вкуса, (например, дешевое реалити-шоу или попсовая песня), но продолжает смотреть или слушать, испытывая легкий стыд. В отличие от этого, «просмотр вопреки ненависти» — не про удовольствие от контента, а про удовольствие от его критики и совместного «разгрома».