Сталкинг, токсичное родительство, мизогиния и другие виды насилия, которому подвергаются диснеевские принцессы

А вы это замечали?

Кадр из мультфильма «Геркулес» 1997

25 ноября — Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. В этот день мы чаще говорим о реальных историях, но иногда полезно взглянуть и на сказки — они тоже многое рассказывают о том, как мы понимаем отношения и нормы. Журналистка и многодетная мама Анастасия Ярославцева собрала для нас неожиданный — и честный — список видов насилия, с которыми сталкиваются диснеевские принцессы. Смотрим внимательнее на сюжеты, которые казались безопасными, и замечаем, как в них работает та самая система контроля, о которой мы редко говорим детям вслух.

Как мама двух дочек и сына я, конечно же, время от времени смотрю диснеевские мультфильмы. А как обремененная жизненным опытом женщина не могу не отмечать то насилие, которому подвергаются героини этих мультфильмов (с героями этого почему-то не происходит). Получается практически наглядное пособие по абьюзу.

Белль и Гастон («Красавица и чудовище»): сталкинг

Кадр из мультфильма «Красавица и чудовище» 1991

Гастон — сталкер, но, это слово не имеет ничего общего с персонажем братьев Стругацких. Сталкинг — это нежелательное навязчивое преследование одного человека другим, одна из форм психологического насилия. Гастон буквально не дает Белль прохода несмотря на то, что девушка недвусмысленно отшила его. Очевидно, что ему наплевать на ее чувства. Более того: он явно дает понять, что он — будущий семейный тиран, которому для воплощения своих надменных планов не хватает только одного — покорной красавицы-жены. Правда, действует он слишком примитивно и топорно — явно не от большого ума.

С другой стороны Чудовище, в замке которого волею случая оказывается девушка, — типичный домашний абьюзер. Он ведет себя деспотично и надменно, срывается, если ему противоречат. В мультфильме Белль удается исправить его тяжелый характер, но в жизни подобная концовка вызывает только скептическую усмешку.

Жасмин и Джафар («Аладдин»): дискриминация

Кадр из мультфильма «Аладдин» 1992

Тут и добавить нечего. Ты можешь быть умной и смелой, сильной и образованной, ты можешь быть знатной, наконец! Но если ты женщина, то ты не можешь даже выйти без позволения мужчин за пределы дворца, не можешь выбрать сама себе супруга, не станешь наследницей престола и правительницей. Незавидная судьба — смотреть всю жизнь снизу вверх на мужчин, которые не годятся тебе и в подметки.

Мегара и Аид («Геркулес»): проституирование

Кадр из мультфильма «Геркулес» 1997

Мегара — вообще весьма необычный женский персонаж, сильно выбивающийся из общего ряда диснеевских героинь. Она — «женщина с прошлым», а не девушка, стоящая на пороге первых в своей жизни любовных отношений. Мужчина, которого она когда-то любила, предал ее, и душа Мегары оказалась заложницей у Аида. Божество подземного царства использует привлекательную Мегару в своих целях, шантажом и угрозами вынуждая обольстить юного Геркулеса и выведать его слабости. Даже если отношения молодых людей не выходят за рамки того, что допустимо показать детям, все равно мы наблюдаем типичную сексуальную эксплуатацию молодой женщины.

Рапунцель и матушка Готель («Рапунцель: запутанная история»): токсичное родительство

Кадр из мультфильма «Рапунцель: Запутанная история» 2010

Тема деспотичных родителей достаточно табуирована в обществе. Родитель может быть строгим (Тритон из «Русалочки», Туи из «Моаны», Элинор из «Храброй сердцем»), но жестокость допустимо проявлять лишь неродным — мачехам. Матушка Готель в свое время похитила златовласку Рапунцель с корыстной целью и удерживает ее путем совершенно безжалостных манипуляций. После вокальной партии «Мама умней!» девушке хочется выдать охранный ордер и абонемент к психотерапевту годика так на полтора, ибо без серьезных проблем для психики подобные выступления не проходят.

Замечу также, что Рапунцель, сбежав из-под домашнего ареста, «повторяет» судьбу Жасмин: она тоже влюбляется в первого встречного — молодого и обаятельного воришку. В жизни такие ситуации отнюдь не редкость: домашние девушки, которых растят в излишней строгости, влюбляются в отпетых парней, видя в их бесшабашности свободолюбие, которого девушкам так не хватает. Есть, впрочем, еще одна принцесса, которую сидение взаперти до добра не довело.

Принцесса Анна и принц Ханс («Холодное сердце»): семейное насилие

Кадр из мультфильма «Холодное сердце» 2013

Как говорится, в той школе, где Гастон учился — принц Ханс преподавал. Безупречно точно выписанный тип семейного абьюзера — от и до. Сладкие песни, красивые жесты, блицкриг по завоеванию сердца… в жизни после этого очарованную жертву мягко ограждают от прежних знакомств и семьи, но с Анной этого даже делать бы не пришлось. Мне кажется, что консультантом на фильм пригласили большого специалиста по домашнему насилию — настолько точно выписан персонаж. Даже тот факт, что для всех окружающих он остается милым и заботливым обаяшкой (при этом безжалостно обрекая на смерть свою избранницу и ее сестру) — очень характерен для домашних тиранов из реальной жизни. Если бы не его жажда единовластно править королевством Эренделл — он измывался бы над своей женой долгие годы.

Впервые текст был опубликован на сайте Chips Journal.