Коробка с карандашами, дочки-матери и «Красная шапочка»: что такое теория сознания и как она развивается у детей

Иногда кажется, что малыши не в состоянии понять самих себя, не то что других и их потребности. Но оказывается, даже младенцы обладают способностью наблюдать за внешним миром, оценивая его и пытаясь его раскусить. Научный редактор НЭН Анастасия Осина разбирается с тем, что такое теория сознания и в каком возрасте она появляется у детей.

Представьте себе, что вы видите на столе коробку из-под конфет, но когда ее открываете, обнаруживаете там цветные карандаши. Вы немного расстраиваетесь, закрываете коробку и оставляете ее на прежнем месте. А потом в комнату входит ваш знакомый и видит ту же коробку. Как вам кажется, что бы он мог подумать о ее содержимом? Что бы он ответил, если бы вы спросили его: «Как ты думаешь, что в этой коробке?»

Если вы отвечаете «конфеты», то вы успешно проходите тест на ложные убеждения, то есть вы понимаете, что человек может ошибаться из-за того, что он не обладает достаточным знанием или опытом.

Когда эту задачку дают детям трех лет, они отвечают «карандаши», потому что они еще не достигли необходимой для прохождения этого теста стадии развития «теории сознания».

Рассказываем, что это такое, когда эта способность развивается у детей, и какую роль в этом играют взрослые.

«Теория сознания имеет отношение к нашей способности понимать, что другие люди обладают психикой, что у каждого есть свои ментальные состояния — мысли, желания, намерения и чувства»,

говорится в энциклопедии по раннему развитию, созданной при поддержке Университета Лаваля и Университета Монреаля в Канаде.

Наличие «теории сознания» (англ. «theory of mind», а на русский еще переводят как «модель психики человека») помогает нам объяснять свое собственное состояние другим людям и, наоборот, интерпретируя поведение и слова других, делать предположения об их чувствах и намерениях. Как написано в этой энциклопедии, развитие теории сознания у ребенка лежит в основе формирования его способности взаимодействовать с другими людьми и видеть мир «их глазами».

Ранее учеными считалось, что способность детей понимать ментальные состояния других развивается только к четырем-пяти годам, но на сегодняшний день об этом ведутся научные споры, и некоторые исследователи утверждают, что младенцы тоже на это способны.

В одном исследовании было показано, что уже в семь месяцев младенцы успешно «решают» задачи на ложные убеждения (аналогичные задаче про конфеты и карандаши, но адаптированные под их возраст). Так как младенцы не способны отвечать словами, во время прохождения тестов ученые регистрировали активности в их головном мозге, в областях, связанных с оценкой ложности убеждений других. И мозговые активности оказались такими же, как у взрослых с развитой теорией сознания.

Это противоречие, как предлагается в энциклопедии по раннему развитию, может быть снято, если рассматривать теорию сознания как сложную и развивающуюся способность. В младенчестве уже имеются некоторые зачатки теории сознания, и у малыша присутствует интуитивное понимание других людей, но с ростом и развитием речи оно становится более рефлексивным и явным.

 Этапы развития «теории сознания» от рождения до пяти лет

В младенческом возрасте у детей присутствуют такие важные для дальнейшего понимания ментальных состояний навыки, как отзеркаливание эмоций других людей и способность устанавливать с ними зрительный контакт и глазами «просить» дать им понравившийся объект.

В возрасте двух лет дети демонстрируют способность различать мысли и вещи. Это проявляется в том, что во время игры тоддлеры могут принимать объекты за что-то другое, притворяться и воображать. Например, что деревянный кубик — это машинка.

В этом же возрасте они уже понимают, что человек обрадуется, если получит то, что хочет, и расстроится — если не получит. А также понимают, что они и другие люди могут хотеть разного.

Наблюдать прохождение этих этапов можно по языку, который дети используют. В два года в детской речи уже отражается, что нужно им и чего хотят другие, а в три — что другие думают и знают.

Примерно в четыре года дети совершают огромное открытие — они понимают, что люди могут не знать чего-то, что знают другие, и из-за этого иногда ошибаются. Как раз об этом свидетельствует прохождение теста с коробкой из-под конфет с карандашами.

Таким образом, к четырем годам дети начинают понимать, что поведение людей основывается на том, что им известно и во что они верят, даже когда это не является правдой.

В одном исследовании было показано, что обычно дети постепенно и поочередно развивают следующие ментальные способности:

  1. Понимание того, что желания людей по разным причинам могут отличаться.
  2. Понимание того, что люди могут видеть одну и ту же ситуацию по-разному, иметь разные представления об одном и том же.
  3. Понимание того, что у людей может не хватать знаний и опыта, чтобы понимать действительное положение дел.
  4. Понимание того, что люди могут верить в то, что не является правдой и действовать исходя из своих неправдивых предположений.
  5. Понимание того, что люди могут скрывать свои настоящие эмоции и делать вид, что чувствуют себя как-то по-другому.

Но есть научные работы, которые демонстрируют, что очередность усвоения этих навыков может варьироваться в зависимости от культурной среды и принятых в семье норм общения с ребенком.

 Что может повлиять на развитие теории сознания ребенка

У детей, чьи родители разговаривают с ними о мыслях, чувствах, желаниях и других ментальных состояниях и объясняют причины поведения людей, способности понимать себя и других развиваются раньше.

Дети, у которых есть братья и сестры, тоже учатся понимать других быстрее.

Исследователи также отмечают положительное влияние на развитие теории сознания участия детей в играх, в которых им нужно притворяться кем-то другим; чтения историй и обсуждение того, что думают и чувствуют персонажи; обсуждения прошлого опыта ребенка.

Учеными также отмечается положительная корреляция способности понимать поведение, мысли и чувства других и языковых навыков, а также способностей регулировать свое поведение у ребенка.

Развитие теории сознания отражается на способностях поддерживать общение, разрешать конфликты, выстраивать отношений со сверстниками. Учителя говорят, что в школе такие ученики более социальные, у них больше друзей, и они чувствуют себя более счастливыми. Однако, все это не предотвращает возможности применения такими детьми свои развитых способностей в антисоциальном поведении, например, в буллинге и обмане.

 Как родители могут поспособствовать развитию теории сознания ребенка

Некоторые вещи, если они присутствуют в жизни ребенка, поддерживают его развитие в этом направлении:

  1. Игра за других персонажей (как в дочки-матери, в доктора).
  2. Обсуждение ментальных состояний ребенка и других людей и того, как это отображается на их действиях и словах.
  3. Чтение книжек и историй, в которых есть что-то неожиданное (сюрпризы), у кого-то есть секреты, кто-то совершает ошибки (как в Красной Шапочке, которая не знала, что волк переоделся в бабушку).

Все навыки, которые связывают с теорией сознания, постепенно развиваются у детей естественным образом, так же, как происходит усвоение родного языка, и не требует специальной тренировки. Однако сложности могут возникнуть, если у ребенка имеется одно из следующих состояний: расстройство аутистического спектра, дефицит внимания или гиперактивность, глухота при говорящих и слышащих родителях. Во всех этих случаях для развития навыков понимания ментальных состояний других людей обычно требуется профессиональная помощь.