Типичный тоддлер: сказки о мышонке Тиме, который ведет себя точно так же, как ваш ребенок

Книги Анны Казалис о мышонке Тиме впервые были изданы на русском языке в 2006 году. И вот теперь издательство «Росмэн» организует капризному мышонку камбэк и выпускает сразу пять сказок, призванных показать малышам их поведение со стороны. НЭН прочел всю серию и делится впечатлениями.

Новая коллекция мышиных сказок рассказывает о самых распространенных проблемах родителей тоддлеров (книги, если верить выходным данным, рассчитаны на малышей до трех лет): «Мышонок Тим не хочет спать», «Мышонок Тим» не хочет есть», «Мышонок Тим, не бойся!», «Мышонок Тим капризничает» и «Мышонок Тим идет в детский сад».

На обложке крупными буквами многообещающе сообщают: «Советуют психологи» — это подкупает. Но что под самой обложкой? Давайте посмотрим.


«Мышонок Тим не хочет спать»

Довольно распространенная проблема среди детей, которые начинают активно познавать мир и интересуются, зачем вообще придумали такое бесполезное занятие, как сон. Описание ситуации — собирательная история фактически любой семьи с непоседливым двухлеткой. И это в сочетании с юмором в иллюстрациях (например, у Тима есть кот-качалка — каково!) поначалу очень располагает.

Но чем глубже погружаешься в сюжет, тем больше замечаешь в нем недостатки. Например, конкретно в этой книге фигура папы мышонка представлена спящей кучей, которой, как мы узнаем из сказки, рано вставать, поэтому подняться и помочь маме (которая отвечала за первый раунд укладывания ребенка) вернуть малыша в постель он никак не может. Зато маме приходится не только поить неспящего сына молоком, но еще и вести с ним беседу о том, зачем ложиться спать и в конечном итоге укачивать его.

Да, зачастую в обычной семье все так и происходит, спору нет. Но если мы хотим, чтобы дети считывали с героев терапевтических сказок «правильное» поведение в той или иной ситуации, почему мы оставляем без внимания остальные не менее важные в таком случае детали — в том числе и включенность обоих родителей в непростые ситуации, которые происходят не один и не два раза за весь период тоддлерства?


«Мышонок Тим, не бойся!»

Эта сказка рассказывает о том, как много всяких мелочей, — которые кажутся таковыми с нашей взрослой колокольни — на самом деле могут напугать малышей. И какие они на самом деле неприятные и реально пугающие — от задир в детском саду до воды в бассейне.

Тут, к счастью, находится место для выхода папы, который произносит, пожалуй, самые важные слова в этой книге: «Но запомни: никогда не смейся над теми, кто боится. Бояться чего-то непонятного — не стыдно. И даже полезно: иначе можно попасть в беду». Хотелось бы добавить, конечно, что и понятного бояться — тоже вполне нормально, но, видимо, это остается на откуп родителям юного слушателя сказки.

Им, к слову, видимо, придется объяснять все ситуации, в которые попадает мышонок, более подробно и тщательно, чем они поданы в сказке. Но иначе никак — уж очень серьезные темы в ней затронуты. Например, буллинг в саду — касается многих, но в «Мышонке Тиме» использован просто как иллюстрация к страху, никак не объясняется и не рефлексируется. Есть ощущение, что концепцию страха ребенку можно было бы объяснить на менее монументальных примерах.

И, заметьте, это единственная сказка в серии, в названии которой мышонка напрямую просят чего-то не делать. Звучит это довольно типично, но это не делает чести названию. Отрицание права ребенка на страх ничем не лучше приказного тона кухне: просто представьте, что книга про отказ от еды называлась бы «Мышонок Тим, ешь!».


«Мышонок Тим капризничает»

Вот где правда жизни, как она есть: не хочу куртку (но мама разрешает без — и это решение стоит взять на заметку: ответственность за решения можно нести уже в три года), хочу новую игрушку, хочу бесконечно долго кататься на карусели и, разумеется, классика — не хочу идти домой.

В концовке сказки родители мышонка, который решает от них убежать и спрятаться под кустом, тоже демонстрируют нам хороший пример для подражания: отыскав своего ребенка, они радуются ему вместо того, чтобы орать и отчитывать, как многие бы сделали на их месте.

Но опять-таки — очень много белых пятен, которые следует проговаривать с ребенком дополнительно и отдельно: объяснять, что убегать — это не выход, что мышонок был не прав, когда так перепугал родителей, и так далее. Работы, в общем, хватит. Но, быть может, это и неплохо, когда взрослый не просто читает ребенку, но и говорит с ним, указывает на ошибки персонажа и сравнивает его поступки с тем, что каждый день происходит с самим малышом.


«Мышонок Тим идет в детский сад»

Эта сказка повествует о том, как мышонку впервые предстоит идти в садик, но он отказывается. И мама снова проявляет чудеса терпения: разрешает сыну остаться с ней дома.

Но при этом присутствие ребенка дома мама успешно игнорирует: занимается домашними делами, созванивается с подругой, а потом идет за покупками (мышонка, конечно, прихватив с собой), встречает по пути еще одну подругу (откуда у нее их столько!) и говорит с ней о том, как дела у другой подруги, с которой она и разговаривала по телефону. Образ современной матери — ну такой.

Мышонок, естественно, скучает и незаметно для заболтавшейся мамы сматывается: идет смотреть на то, что происходит в детском саду, и узнает, что там очень даже весело — можно играть, рисовать, общаться. И решает все-таки пойти в сад назавтра, о чем торжественно объявляет маме. В саду у Тима все действительно складывается хорошо — об этом он тоже рассказывает родителям, когда они приходят его забирать.

Что ж, неплохо для создания положительного имиджа сада в глазах малыша. Но с чего ребенку, который все время проводил с мамой время до того, как отправился в сад, верить в то, что маме вдруг резко стало не до него? Все-таки дети на самом деле не настолько глупы и наивны, как этого часто хотелось бы взрослым.


«Мышонок Тим не хочет есть»

Отказ от еды — одна из самых распространенных проблем в семье с маленькими детьми. Как советуют психологи, у ребенка должен быть положительный пример перед глазами, чтобы он понимал, что еда — это не только необходимое насыщение, но и классный экспириенс, который приносит радость всем, кто собрался за столом.

В сказке же на мышонка в итоге влияют не родители, с удовольствием и аппетитом поедающие сыр и морковный суп, а совершенно левый персонаж, попросивший его покормить. И это, пожалуй, самый реалистичный момент во всей серии — дети правда часто оказываются очарованными действиями людей, не входящих в состав семьи и появляющихся в доме редко, эффектно и необычно.

Будь вы мышонком Тимом, какой вывод вы бы сделали из этой сказки? Что есть полезную еду вместо конфет — это клево? (Не обманывайте себя!). Нет. Что прикольные гости с гитарами и интересными историями — вот что клево. А суп, ну что суп? Мама его каждый день варит.

***

Большой вывод, который напрашивается при чтении книг о мышонке Тиме, таков: ситуации, описанные в этих сказках, вполне реалистичны — соотнести с ними свою жизнь с ребенком может практически любой родитель, в том числе и тот, у кого есть дети старше трех лет. Но считываются ли решения, которые предлагаются в книге, ребенком так, как мы бы того хотели (чтобы он засыпал, ходил в сад без капризов, не боялся и не сбегал от нас на улице)? Нет. Чтобы донести до ребенка четкую мысль о том, чего мы от него ждем, мы должны ее сформулировать и высказать самостоятельно. Для книги, которая создана для того, чтобы ребенок ассоциировал свое поведение с поведением главного героя, это очевидный минус.


Но если вы готовы говорить, вместе рассматривать иллюстрации (они вполне неплохие), обсуждать то, что делает мышонок, эта серия может вам пригодиться: ребенку действительно проще объяснить что-то на каком-то доступном его пониманию примере. Мышонок Тим вполне может стать персонажем, способным помочь в коммуникации с тоддлером.