Скоро в школу: 17 токсичных учительских стратегий

Для начала скажем, что педагоги — это вне всякого сомнения герои. Они продолжают учить детей, несмотря на всевозможные трудности: маленькие зарплаты, чрезмерное количество проверок, кучу бумажной работы, слишком пристальное внимание к их частной жизни и прочие экстремальные катаклизмы.

Каждый из нас может с теплотой вспомнить хотя бы об одном учителе, который заинтересовал своим предметом, открыл дверь в удивительный мир знаний, показал личный пример, утешил в горе. Но точно так же у каждого из нас есть преподаватель, которого мы вспоминаем только недобрым словом.

Портал BuzzFeed обратился к своим читателям с просьбой рассказать о токсичных учительских стратегиях, которые до сих пор воспринимаются как норма. Читателям было что сказать! И, несмотря на то, что сам тред — англоязычный, многие примеры, приведенные в нем, выглядят до боли знакомыми любому, кто оканчивал обычную российскую школу.

Наказывать коллективно

«Человек, который создает проблемы, обычно не боится наказания и не сильно переживает, что из-за него наказаны другие».

reallyguys21

Хвастаться количеством тех, кто не сдал их предмет

«У меня было множество учителей и преподавателей в колледже, которые любили похвастать, сколько студентов провалились на экзамене по их предмету. Но постойте-ка: ВЫ тоже провалились. Это же была ваша задача — научить их!»

dexm1981

Кричать на маленьких детей

«Мой учитель по информатике кричал, чтобы мы печатали только одной рукой, а другая чтобы лежала у нас на коленях — и ругался, когда мы что-то забывали, хотя каждый человек забывает что-то время от времени. Когда я учился в начальной школе, на меня кричали за то, что я улыбался».

justchillman

Считать свой предмет самым важным

«Нет, это не так. Детям надо делать и домашку по английскому, и домашку по химии. Все предметы, за которые ставят оценки, все предметы, по которым есть экзамены — одинаково важны».

justchillman

Не отпускать в туалет

«У меня была пара учителей, которые считали, что школьницы могут „потерпеть до перемены“ со своими месячными. Представьте, каково это — ждать и бояться того, что придется ходить в окровавленных трусах весь день».

danny_dill-pickle

Интересное по теме

Туалетная тема: колонка о школьных уборных и унижении

Заставлять ученика, который не может решить задачу, делать это у доски

«Так стыдно и больно стоять перед всем классом, не зная, что делать, в то время, как учитель закатывает глаза, а остальные ученики хихикают».

jahnekess

Не учитывать личные обстоятельства

«На постоянно опаздывающих или не сдающих домашнюю работу детей часто кричат и обзывают их лентяями, хотя не мешало бы узнать, нет ли у них проблем дома. Я работала в школе. Очень многие учителя не понимают, как травматические обстоятельства могут влиять на детей. Или не воспринимают это всерьез».

hollyh411b812ac

Насаждать дисциплину с помощью запугивания учеников

«Моя мама — учительница математики в старшей школе в маленьком городке. Девяносто процентов ее учеников живут за чертой бедности и у них проблемы дома. Однажды она рассказала мне, как она добивается их „уважения“: до декабря она ведет себя жестко и строго, а затем постепенно становится более мягкой после рождественских каникул.

Я сама видела, как она это делает, и могу сказать вам, что это не только не работает — это психологическое насилие над детьми, которые и так живут в неблагополучных семьях».

abigailcfields

В случайном порядке вызывать учеников к доске

«Некоторые студенты могут испытывать беспокойство и бояться говорить перед таким большим количеством людей. Ориентируйтесь на поднятые руки!»

ruchav

«Я помню, у меня были проблемы с химией в одном из старших классов школы. Я изо всех сил старался сосредоточиться, одновременно боясь, что меня сейчас вызовут. И в результате не мог думать ни о чем другом. Я ненавидел каждую секунду, которую провел в этом классе».

livlavida

Делать тесты бессмысленно сложными

«Обычно это связано с тем, что учитель хочет показать свое превосходство, это не имеет отношения к проверке знаний и навыков».

lunarprospector

Не желать работать с нейроотличными учениками

«Отсутствие понимания крайне несправедливо по отношению к ученикам, которые действительно стараются изо всех сил, но не могут соответствовать стандартам для „нормальных“ детей».

hollyh411b812ac

Интересное по теме

«Подонок» и «бесстыжая морда». В школе Петербурга били и унижали детей

Называть оценки вслух

«У меня был учитель биологии, который раздавал нам проверенные контрольные так: он начинал с худших отметок и постепенно продвигался к лучшим. Он называл оценку вслух и добавлял уничижительные комментарии. Каждый раз это занимало примерно час».

fanosaurusrex

Ставить учеников в пример как «одаренных» или «трудных»

«Это только усиливает ощущение того, что ученики не больше, чем сумма своих успехов или неудач. В их сознании формируется деструктивное представление о том, что они такие и есть. И „одаренные» и „трудные» будут сталкиваться с проблемами в жизни, потому что «какой смысл стараться, если я от природы умен/глуп?»

misterfrooby

Унижать детей за опоздание

«Прекратите наказывать детей за опоздания в школу! Я не знаю, как учителя могут заявлять, что они взрослые люди, и при этом не понимать, что дети не могут водить машину или автобус. Если ваш шестиклассник опаздывает на концерт, первый урок, экскурсию — ругать его перед всем классом абсолютно бесполезно. Это не помогает решить проблему. Глупо думать: „О, этот ребенок опоздал. Очевидно, он ленив, бьет баклуши или спит, когда ему следует заказывать Uber“».

thesecondcaptain

Назойливо подбадривать

«У меня была учительница, которая поступала так, особенно с теми, кого она считала „храбрыми“ и „будущими лидерами дивного нового мира“: небелыми студентами, стипендиатами, детьми с дислексией или тревожным расстройством и так далее. Когда одноклассница с дислексией изо всех сил пыталась прочитать отрывок для класса, она хлопала в ладоши и говорила: „Ты справишься! Мы все верим в тебя! Давайте все вместе поаплодируем, чтобы показать нашу поддержку!“

Честно говоря, бедной однокласснице стало намного хуже. И по большей части ее подбадривающие комментарии были чертовски покровительственными. А еще она отпускала двусмысленные комплименты. Ее эгоистичная потребность доказать, что она „хороший человек“ или „лучший союзник детей“, сделала ее одной из самых нелюбимых учительниц в школе».

superkay

Не позволять студентам сдать работы, с выполнением которых они задержались

«Не все студенты могут выполнить работу за отведенное им время. У меня, как и у многих других детей, было недиагностированное нарушение обучаемости. У меня всегда были проблемы из-за не вовремя сделанных заданий, и мне часто говорили, что я не могу их сдать. Это сильно испортило мои оценки. А в 20 лет у меня диагностировали СДВГ и стало понятно, почему я не мог выполнять работы в срок».

sunnis4549ae5c2

Публично унижать и стыдить студентов

«В девятом классе меня обвинили в списывании на уроке геометрии. Учительница заявила, что я списал у мальчика, с которым никогда в жизни даже не разговаривал. Она велела нам пройти в коридор и решить, кто из нас получит за экзамен проходную оценку, а кто — ноль. Я плакал все время, пока мы были в коридоре. И сказал ему, что он может получить проходной балл, потому что он был старше меня и я его испугался. Нам пришлось объявить перед всем классом, что я получу ноль. Это одно из самых неприятных моих воспоминаний о школе. Учителя должны найти время для расследования, прежде чем выдвигать обвинения».

eivor1612

Во всех этих историях, в каждой токсичной учительской стратегии, прослеживается одна общая черта — отсутствие уважения к ученику. Плохие преподаватели видят в школьниках не личности, а материал для их изготовления. Предполагается, что ребенок — это как кузнечная заготовка, и только после соответствующей обработки эта заготовка станет предметом. Закономерным итогом такого отношения становится большое количество учительской агрессии.

Бороться с ней пытаются по-разному: ЕСПЧ запрещает оскорблять учеников, в Госдуме предлагают снижать зарплату агрессивным преподавателям, а Национальный родительский комитет выдвинул идею ввести в школах должность психолога для учителей.

Впервые текст был опубликован в Chips Journal 1 декабря 2021 года.