Самым ироничным во время моей второй беременности было то, что мне уступали места в транспорте исключительно тогда, когда они не были мне нужны. Иногда я просто собиралась проехать одну или две остановки или возвращалась домой после целого дня сидения в офисе и хотела немного размяться. Но мне поступали предложения, возрастающие в своей интенсивности и провоцирующие целую кавалькаду «спасибо, не надо» и, вероятно, подозрения всего вагона в том, что беременным и вовсе не надо сидеть.
Но нам ведь надо! И в разгар часа пик, когда мое восьми-с-половиной-месячное пузо выпирает во всей свое красе, все взгляды моментально впиваются в экраны телефонов, а мне остается молча беситься и стараться удержать свой хрупкий баланс в надежде на то, что рано или поздно кто-нибудь предложит мне отдохнуть.
Но проблема не в людях. Проблема во мне.
Потому что – давайте признаем – мы нередко шутим о том, что мужчины не смогли бы вынести испытание беременностью, не говоря уже родах. Но в одном они бы точно нас уделали – в правиле «просите, и вас услышат». Я не могу представить себе мужчину, избегающего зрительного контакта с целым рядом сидящих пассажиров, при этом скрывающего свой дискомфорт. Потому что мужчины, как правило, не стесняются просить то, что они хотят, везде – от офиса до спальни – и, я уверена, общественного транспорта это тоже касается.
Почему же мы так стараемся быть тактичными, так боимся попросить о помощи, когда она нам нужна, так боимся привлечь к себе внимание? Невозможно не привлекать к себе внимание, когда вам остается пара недель до родов – вы и так занимаете очень много места. Так почему же не сделать еще один шаг навстречу своему комфорту?
В Токио в 2017 году даже появилось приложение, которое помогало беременным женщинам найти пассажира, готового уступить им место. В этом же году общественный транспорт Нью-Йорка последовал примеру Лондона и ввел систему значков «Baby on Board» («Ребенок на борту»).
Но приложений и значков недостаточно – беременным пора бы стать более настойчивыми, потому что эта проблема относится к числу тех, которые не решить групповым чатиком или смской. У меня было раскрытие в два сантиметра, я ехала домой после врачебного осмотра в 39 недель, и только тогда я подумала, что, возможно, я могла бы собраться с силами и попросить уступить мне место.
И это не значит, что надо вести себя агрессивно или грубо. Если вы решили сломать парадигму и обратиться к вагону, полному людей, помните вот о чем. Большинство людей отключаются по дороге домой после долгого рабочего дня. И дело не только в этом – большинство из них залипают в телефоны и не в состоянии заметить ваш скромный животик под пальто.
Еще меньше тех, кто знаком с трудностями беременности (сильная слабость, отеки, дополнительный вес, который приходится везде носить – вот этот вот новый человек, который сидит внутри вас). И если вы хоть раз чувствовали себя неловко, не понимая, беременная ли напротив вас женщина или нет, то вы представляете, как могут чувствовать себя окружающие вас люди. Мы привыкли никогда не делать предположений о том, что женщина может быть беременна, чтобы не обидеть ее. Кстати, о предположениях – не забывайте о том, что есть еще и люди с незаметными глазу травмами и заболеваниями, которые со стороны могут выглядеть как те, кто не нуждается в уступленном месте.
Окей, что же тогда делать? На самом деле все очень просто: повернитесь к людям, сидящим на местах для пожилых и беременных, и вежливо спросите, не мог бы кто-нибудь уступить вам место. Не надо думать, что они целенаправленно игнорируют вас, потому что им нравится заставлять вас страдать, а не потому, что они сами хотят посидеть. Не обращайтесь к конкретной категории людей, предполагая, что они являются самыми физически стойкими. Просто озвучьте свою и просьбу и будьте готовы к тому, что вы, как в любых переговорах, можете не получить желаемое.
В большинстве случаев женщины рассказывают, что им уступали место, а озвучить свою просьбу было не так и сложно.
Но если ваш запрос проигнорировали или ответили на него стройным хором «нет», то вы имеете право злобно коситься на них столько, сколько считаете нужным.