Второй ребенок: да или нет?

Не так давно НЭН публиковал текст о том, что иметь амбивалентные чувства относительно желания стать родителем — это нормально. Да и в онлайн-приемную нам часто приходят вопросы о том, как решиться на рождение детей. Но этот вопрос одолевает не только тех, у кого пока нет детей, но и тех, у кого они есть. Мысли о втором ребенке возникают у многих из нас (даже тех, кто в процессе родов вопил на все отделение: «Больше никогда! Слышите, никогда!»), но далеко не всегда они воплощаются в жизнь. Потому что в реальности все как-то сложновато. Да? Или нет?
Иллюстрация Даниила Никольченко

Теперь, наверное, стоит обратиться к смежной теме, которую я для себя формулирую так: понятия не имею, хочу ли я второго ребенка. Не знаю. Это какое-то странное ощущение, которое бывает за секунду до чиха или оргазма – ты знаешь, что сейчас будет, но не можешь точно предугадать, насколько это будет круто.

Вот так же и с гипотетическим вторым ребенком. Я восхищаюсь людьми, которые, еще не привыкнув быть втроем, оказываются вчетвером (по собственной воле, а не по иронии лактационной аменореи) – как им удается точно осознать и ощутить в себе желание и силы расширить состав семьи?

В теории я понимаю стремление завести большую семью – это классно и весело, особенно когда в доме любовь и гармония. Но представить себя на месте женщины, которая в состоянии управлять этим маленьким миром, я никак не могу. Даже имея довольно богатую фантазию.




Я люблю любить своего ребенка. И знаю, что буду любить всех своих последующих детей – если я когда-нибудь смогу ответить себе на вопрос, зачем они мне нужны. Чтобы любить, ясно. Понятно. Спасибо.

Или вот беременность и роды. Все говорят, что родовая боль забывается. Но вот я до сих пор помню свои роды фактически до мелочей. Разве можно вообще забыть схватки? И помню, что мой разум был при этом как-то затуманен, и мне очень хотелось с кем-нибудь поговорить. И я не уверена, что так уж хочу это повторить. Хотя знаю, что на вторые роды одна я не пойду – нет-нет, теперь вы меня на это не разведете, не прокатит!

А потом кто-нибудь говорит: «Да у меня вообще трое, не понимаю, что вы тут изнываете и стонете со своими первенцами». Ну и все. И ты как бы уже вроде бы и недомать. Так получается? Один не считается? От этого тоже корежит – рожать второго, чтобы ощутить что? Что не справляешься в два раза более интенсивно?




На улице встречаешь счастливую румяную мать двоих детей – один в люльке спит, второй носится весь в грязи по площадке. Всем им хорошо. Это здорово. Или вот смотришь на мужа и думаешь: да я могу родить с ним сто детей, такой он классный. Потом еще родственники, ну вы знаете: родите второго и с первым сразу станет легче. Легче засыпать, стоя в очереди за подгузниками?

«Материнский капитал еще», – тоже родственники напоминают, как бы вдогонку, когда вы уже допили чай и собираетесь вырубать видеосвязь (да, хорошо, что они не рядом, спасибо, миграция населения). «И поторопитесь, а то в школу второго поведете ближе к пенсии», – рандомная чужая мысль прокралась в голову.

Мы часто заводим разговор о втором ребенке. Мысль о младшем не кажется безумной. Вон у нас и пакет одежды нейтральных цветов собран. Ну так. Типа запасной парашют, который всегда можно продать по объявлению.