Если вы читаете НЭН регулярно, то, скорее всего, вы уже не раз видели мемы про винишко (и даже, возможно, возмущались ими). Недавно одна из наших читательниц спросила, откуда вообще они берутся, и правда ли, что мамы действительно буквально живут на вине. Давайте разберемся.
Шутки о том, что мамы не прочь выпить, существуют в западной культуре довольно давно — взять хоть сериал «Я люблю Люси» 50-х годов. Сейчас кадры из него в виде статичных картинок и гифок берутся за основу едва ли не половины мемов про материнство и употребление вина. И эта тема — вино как часть образа жизни женщины — успешно эксплуатируется и в современных многосерийных лентах — от «Отчаянных домохозяек» до «Хороших девочек» (кстати, посмотрите, если еще не).
Но массовым этот феномен стал, конечно же, благодаря интернету. Кто был автором первого мема о матери с винишком, мы, конечно же, не узнаем. Но очевидно, что они начали распространяться на заре увлечения соцсетями, примерно в 2006 году. И, что нетипично для мемов, их популярность с годами только растет (если верить статистике поисковых запросов, популярность словосочетания wine mom с годами увеличивается) и уже выходит за пределы онлайн-пространства (если вы погуглите, то узнаете, что на свете существуют футболки, кружки, холщовые сумки и прочие полезные в хозяйстве вещи с надписями и принтами, так или иначе затрагивающими тему мамочек с винишком).
В 2009 году в блог* появилась группа Moms Who Need Wine, в которой к настоящему моменту состоят около 700 тысяч пользователей. Сейчас она не особо активна — очевидно, потому что подобных сообществ для уставших мам, которые хотят посмеяться и соотнести свою жизнь с шутками про вино, с 2009 года стало значительно больше, и конкурировать с ними довольно сложно.
В чем же секрет популярности этих шуток? (Например, таких: «Скоро начинается новый учебный год? Пожалуй, за это надо выпить!» или «Конечно, размер имеет значение! Никто не хочет пить вино из маленького бокала»). В том, что они, в общем-то, универсальны и обращаются не столько к тем, кто только и думает о том, как бы выпить в конце дня вина, а к тем, кто устает так сильно, что попросту не может расслабиться. То есть, всем нам! Не нужно быть фанатом вина, чтобы понять эти шутки — достаточно быть матерью.
Впрочем, даже матерью быть необязательно! В твиттере все чаще можно встретить посты в стиле: «У меня вообще-то нет никаких детей, но я на пять тысяч процентов ощущаю себя мамой с винишком». Мама с винишком — это такой собирательный образ 30-летней (плюс-минус) женщины в домашней одежде, которая сидит на диване с бокалом вина и пытается прийти в себя после трудного дня. В реальности вы можете не быть женщиной, не носить леггинсы и не пить никакого вина, но вы понимаете эту героиню, вы видите в ней себя — потому что вы устали, как черт, вам хочется посидеть в тишине, расслабить булки и мозг, помолчать и чем-то порадовать себя. То есть в момент потребления мема про винишко вы становитесь тем человеком, который может написать под ним легендарное: «Это я».
И если в англоязычном мире винно-материнские шутки давно вплетены в медиаконтекст, то для русскоязычного мира это все еще что-то на грани. Справедливости ради отметим, что и в англоязычных изданиях появляются тексты из серии «Что не так с мемами про винишко», в которых говорится, что они оправдывают женский алкоголизм, но все же у нас они встречаются с гораздо большей серьезностью и агрессией. Видимо, виной тому реальные проблемы с алкоголем, которые, к сожалению, для многих семей вовсе не иллюзорны и умозрительны (и уж точно не смешны), а вполне реальны.
Но мем на то и мем, чтобы делать нам смешно. Нет, он не является ни пропагандой, ни попыткой навязать какие-то ценности или их отсутствие, но он пытается объединить нас, собрать вместе, дать нам возможность убедиться, что мы не одни в этой лодке (на этом диване), которая хаотично и неуправляемо несет нас по волнам усталости и ответственности за все на свете. То есть по взрослой жизни, в которой у нас есть такие простые радости, как бокал холодненького белого.
* — В материале упомянуты организации Meta Platforms Inc., деятельность которой признана экстремистской и запрещена в РФ.